При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
По итогам совещания в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) решено создать три рабочие группы по инвестпроектам, с реализацией которых есть проблемы. Этим завершилась полемика помощника президента Андрея Белоусова и несырьевых экспортеров, доходы которых он предложил изъять в бюджет. Если система заработает, она будет конкурировать с ВЭБом и проектами инфраструктурного фонда — и испытывать те же проблемы, что и они: сложности отбора проектов и «ручной режим» привлечения инвестиций, увеличивающий, а не уменьшающий риски его негосударственных участников.
Как сообщили источники информагентств (ТАСС, «Прайм»), вчера в РСПП прошло совещание о реализации договоренностей крупного бизнеса, первого вице-премьера Антона Силуанова и господина Белоусова 24 августа. В графике работы РСПП вчера числилось лишь расширенное заседание комитета по химической промышленности (хотя химики были в числе экспортеров в «списке Белоусова»). Сам РСПП заседание не комментирует, «Прайм» сообщил, что встреча проходила под руководством Андрея Белоусова, ожидалось участие и главы «Роснано» Анатолия Чубайса, но он находился в отпуске и участвовать в ней не мог.
Напомним, ранее в письме Владимиру Путину Андрей Белоусов указывал на то, что часть несырьевых экспортеров выиграли в 2017–2018 годах на девальвации рубля дополнительные прибыли, и предлагал рассмотреть возможность создания налогового механизма их изъятия для госнужд. 24 августа Антон Силуанов, по сути, дал бизнесу гарантии неповышения налоговых ставок. Вместо изъятия доходов первый вице-премьер и администрация президента предложили РСПП как представителям крупного бизнеса системно обсуждать препятствия для реализации инвестпроектов в РФ.
По данным агентств, пока по программе организации «добровольных инвестиций в общественно значимые проекты» до 31 августа должен быть определен состав «высокоуровневой» группы по разработке «финансовых моделей участия компаний в реализации приоритетных госпроектов». В ее составе источники видят вице-премьеров Дмитрия Козака и Максима Акимова, глав Минпромторга Дениса Мантурова и Минэкономики Максима Орешкина — и собственников компаний—участников РСПП. Последние (по существу, владельцы накопленных дивидендов компаний «списка Белоусова», которые и должны принимать инвестрешения) официально в этой серии мероприятий РСПП почти не упоминались — между тем говорить о будущих инвестициях имеет смысл именно с ними. Слухи же о готовящейся встрече их с Владимиром Путиным пока подтверждений не нашли.
Группа должна обсуждать три списка проблемных проектов, в которые могли бы, но не инвестируются частные средства. Первый — проекты компаний, отложенные или отмененные (в основном модернизация собственных мощностей). Второй — greenfield-проекты в основном с частным капиталом. Третий — инфраструктурные госпроекты на «территориях присутствия» крупного бизнеса: видимо, это и есть «общественно значимые» проекты, хотя в теории большинство их должно способствовать инвестпривлекательности смежных инициатив. Источники сообщают и о четвертой группе «глобальных мегапроектов» — впрочем, предусмотрительно умалчивая подробности.
Такое развитие событий вокруг «списка Белоусова» для РСПП относительно безопасно и даже позитивно. При обсуждении первого и второго списков компании могут претендовать на решение регуляторных проблем — что может играть для этих проектов ключевую роль. В проектах третьего списка бизнесу важна информация о реальных инвестпланах и схемах работы властей — она зачастую является определяющей для инвестрешений.
Проблем с «рабочей группой», которая должна заработать в сентябре, также три. Первая — технология отбора проектов всех трех списков: новый GR-механизм «поверх Белого дома» вряд ли будет отличаться от практики «ручного управления» со всеми ее проблемами. Так, программа Инфраструктурного фонда на 3,5 трлн руб. до 2024 года долго упиралась именно в критерии отбора. Вторая проблема — наличие в органах власти программ оформления инфраструктурных инвестиций, с которыми «рабочая группа Белоусова» будет конкурировать. Третья же проблема — это ориентация Минфина и экономического блока Белого дома на ограничение госинвестиций: «финансовые модели» частно-государственного партнерства (ЧГП) в рамках «списка проектов РСПП» в любом случае не могут проходить мимо Антона Силуанова, относящегося к ним с умеренной теплотой.
Есть и специфическая проблема, которая наверняка в сентябре 2018 года обнаружится на встречах рабочей группы РСПП. Участие в ЧГП в последние годы увеличивало, а не уменьшало политические риски частных участников, требуя от них сильного вовлечения в высокоуровневые GR-игры с конкурентами.
обсуждение