При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Новая стратегия Ситибанка, дочерней структуры американской Citigroup, привела к оттоку розничных клиентов. За два года их число сократилось на 40%, а подразделений — вдвое. В Ситибанке объясняют это переходом в цифровые каналы и расчисткой портфеля от пассивных клиентов. Эксперты же сходятся во мнении, что сокращение бизнеса направлено на то, чтобы в случае санкций или иных внешних причин быстро и безболезненно свернуть бизнес в России.
Как рассказали “Коммерсанту” несколько источников на банковском рынке, Ситибанк постепенно отходит от обслуживания в рознице среднего класса, поскольку решил сконцентрироваться на сегментах mass affluent (выше среднего) и премиальном, часто выезжающих за границу. «Ситибанк буквально создает условия для того, чтобы клиентам среднего класса стало некомфортно в нем обслуживаться,— говорит один из собеседников издания.— Банк за два года закрыл половину офисов (теперь их 24), заметно сократил выпуск кредитных карт для массового сегмента».
Действительно, согласно годовым отчетам Ситибанка, с 2014 года число его частных клиентов сократилось на 40%, до 600 тыс. человек. По словам главы дирекции по работе с частными клиентами банка Михаила Бернера, это произошло из-за расчистки портфеля от неактивных счетов, которая началась в 2014 году и проводится впервые с момента прихода Citi в Россию, то есть с 2002 года. При этом банк держит твердый курс на диджитализацию, заверил менеджер, подавляющее большинство клиентов пользуются услугами банка только через удаленные каналы и уже давно не посещают офисы. По прогнозам Ситибанка, количество пользователей удаленных каналов обслуживания к 2018 году достигнет 75% от активной клиентской базы. Однако один из клиентов жалуется, что Ситибанк начал активно переводить всех в онлайн, даже не внедрив сервис перевода с карты на карту и ограничив время работы колл-центра.
Господин Бернер заверил, что банк работает над развитием удаленных каналов и, в частности, ищет решение организовать и систему перевода с карты на карту. «Мы смотрим, как можно обеспечить соответствие этого сервиса законодательству о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Мы должны досконально идентифицировать, откуда поступают деньги и куда они идут, как только мы с этим разберемся, карточные переводы появятся»,— уточнил он. Для тех, кому нужны наличные, банк предоставил возможность их снимать без комиссии в банкоматах любых банков.
Также банк переоформил несколько офисов в высокотехнологичные, в которых каждый может на практике изучить, как работать с мобильным и интернет-банками. «Клиенты к нам приходят либо через интернет-каналы, либо через прямые продажи,— заявил Михаил Бернер.— Мы открываем стойку в аэропорту Домодедово, есть стойки в ряде торговых центров (например, “Авиапарк” и “Гагаринский”)».
Хотя кредитный портфель физических лиц с начала 2016 года действительно вырос на 8%, до 50,3 млрд руб., по словам источников, близких к банку, это произошло за счет увеличения лимитов существующим клиентам. Новых выдач крайне мало, а сокращение бизнеса — сознательная политика Ситибанка, уверяет собеседник газеты.
По оценке партнера консалтинговой компании Bain and Company Егора Григоренко, если новых выдач не будет, в течение полутора лет весь кредитный портфель банка «сдуется» примерно на треть. Цель такой стратегии — снижение операционных издержек на фоне остающихся высокими розничных рисков, уверены эксперты. Также такой подход, полагает господин Григоренко, в случае усиления политической напряженности, новых санкций или других проблем, например, у крупных корпоративных клиентов поможет банку оперативно свернуть бизнес в России.
обсуждение