При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В пятерке лидеров на рынке автокредитования произошли неожиданные перестановки. По итогам одиннадцати месяцев 2017 года в топ-5 банков по объему портфелей кредитов на приобретение автомобилей впервые вошел Совкомбанк, вытеснив из нее банк альянса Renault-Nissan — РН-банк. Менее чем за год Совкомбанку удалось увеличить портфель кредитов практически с нуля до 48,7 млрд руб., и существенную роль в этом сыграло кредитование приобретения подержанных автомобилей. Этот сегмент мало охвачен банками, поскольку риски в нем слишком высоки, указывают участники рынка.
О перестановках в пятерке лидеров на рынке автокредитования свидетельствуют данные аналитического агентства Frank Research Group (FRG) за 11 месяцев прошлого года. По итогам ноября РН-банк уступил пятую строчку Совкомбанку, который еще в начале года не входил даже в двадцатку крупнейших банков на этом рынке с портфелем 2,5 млрд руб. По данным на 1 декабря, объем автокредитов Совкомбанка составил 48,66 млрд руб., РН-банка — 48,58 млрд руб. Первое место на этом рынке занимает ВТБ 24 (97,75 млрд руб.), далее идут Сетелем-банк (97,72 млрд руб.), Русфинанс-банк (88,75 млрд руб.) и Юникредит-банк (50,29 млрд руб.). По данным FRG, за 11 месяцев прошлого года весь рынок автокредитования показал прирост в 11,8%, до 764 млрд руб.
Для Совкомбанка вхождение в пятерку лидеров — знаковый момент. Банк сделал ставку на автокредитование с момента приятия решения о покупке Меткомбанка (см. “Ъ” от 29 июля 2016 года). На момент присоединения Меткомбанка в марте 2017 года объем его портфеля автокредитов составлял 25 млрд руб. «Меткомбанк был сфокусирован на автокредитовании, к тому же у него были наработанные технологии и приличный портфель автокредитов,— говорит генеральный директор FRG Юрий Грибанов.— Это стало хорошим фундаментом для развития Совкомбанком этого направления». С апреля 2017 года Совкомбанк планомерно наращивал выдачи и объем портфеля автокредитов. По словам зампреда правления банка Сергея Хотимского, автокредитование сейчас является для банка одним из стратегических направлений и он нацелен на его активное развитие. «В этом году мы планируем войти в тройку по выдачам кредитов на автомобили и в четверку по портфелю,— уточняет он.— У нас отлаженная система продаж, позволяющая активно развиваться в регионах и наращивать объемы кредитования подержанных машин». На 1 декабря 2017 года доля кредитов, выданных на покупку автомобилей на вторичном рынке, у Совкомбанка была порядка 20% от общего объема портфеля и 30% от выдач автокредитов.
По мнению участников рынка, активное кредитование автомобилей с пробегом несет в себе существенные риски. «Это более рискованный сегмент, чем кредитование новых машин, поскольку уровень мошенничества в нем существенно выше,— говорит топ-менеджер одного из лидеров рынка автокредитования.— Нужно уметь очень хорошо управлять рисками, чтобы получать в нем прибыль». По словам другого собеседника “Ъ”, у Совкомбанка сейчас уровень одобрения кредитных заявок выше, чем в целом по рынку, что может свидетельствовать о готовности банка рисковать ради получения своего места в числе лидеров этого рынка.
Для РН-банка потеря места в топ-5 вряд ли стала критичной. В самом банке на запрос “Ъ” не ответили. Однако, по словам участников рынка, основная задача РН-банка — поддерживать продажи марок автомобилей альянса Renault-Nissan, а не конкурировать с другими игроками и занимать какие-то высокие позиции на рынке.
Несмотря на скептическое отношение банкиров к рынку кредитования подержанных автомобилей, эксперты сходятся во мнении, что именно это направление в будущем будет давать существенный импульс всему автокредитованию. «Кредитование поддержанных машин — это активно развивающееся направление, рынок продаж автомобилей сильно сместился в эту область,— поясняет Юрий Грибанов.— Цены на новые машины выросли, а доходы населения нет, и многие люди просто не имеют возможности их купить». Повышенный уровень риска и более сложные процессы оценки стоимости автомобилей и проверки их юридической чистоты сдерживают развитие этого сегмента, но зато он менее конкурентный, отмечает эксперт. При этом, по его мнению, все идет к тому, что если банк хочет быть в лидерах автокредитования, то ему придется научиться кредитовать сделки с подержанными машинами.
обсуждение