При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
ОАО РЖД наконец сможет выполнить указание правительства и выставить на аукцион 50% плюс 2 акции контейнерного оператора «Трансконтейнер». Это стало возможным после завершения реструктуризации российско-казахстанско-белорусского СП «Объединенная транспортно-логистическая компания» (ОТЛК), куда был внесен этот пакет. Теперь доля ОАО РЖД в «Трансконтейнере» вынесена в новую компанию. Но аукцион, которого ключевые игроки рынка ждут с прошлого года, видимо, потерял значительную часть интриги после того, как в конце марта был арестован Зиявудин Магомедов, владелец группы «Сумма», считавшейся ключевым претендентом на контроль в «Трансконтейнере».
2 апреля завершилась реорганизация ОТЛК (99,84% акций у ОАО РЖД, по 0,08% у железных дорог Белоруссии и Казахстана — БЖД и КТЖ). 3 апреля об этом сообщили «Трансконтейнер», «РЖД-Логистика» (РЖДЛ), ОТЛК и ОАО РЖД.
В 2014 году партнеры создавали ОТЛК как логистическую компанию, оператора вагонов и грузовых терминалов, куда должны были вноситься равноценные активы. Но это сделало только ОАО РЖД, внесшее в СП 50% плюс 2 акции «Трансконтейнера» и 100% минус 1 акция РЖДЛ. В 2015 году схему поменяли, решив перестроить ОТЛК по модели asset-light (без активов). Это предполагало возврат ОАО РЖД акций «Трансконтейнера» и РЖДЛ. Соглашения по ОТЛК носят межгосударственный характер, и реформа заняла почти три года. Почти год выбирали схему реорганизации ОТЛК, пока не был утвержден итоговый вариант, который и одобрило собрание акционеров СП в декабре 2017 года.
Сейчас в рамках реорганизации создано АО «ОТЛК Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА), в котором ОАО РЖД, БЖД и КТЖ получили по 33,33%. «Уставный капитал ОТЛК ЕРА сформирован, участники наделены долями»,— подтвердили в ОТЛК и ОАО РЖД. ОТЛК ЕРА унаследует операционную деятельность ОТЛК и будет заниматься транзитом грузов. Также выделены «ОТЛК Логистика» и «ОТЛК Финансы», в них должны были передать соответственно акции РЖДЛ и дивиденды «Трансконтейнера». В апреле 2017 года “Ъ” сообщал, что в этих структурах 100% минус 1 акция будет принадлежать ОАО РЖД, 1 акция — ОТЛК (эта акция в будущем перейдет РЖДЛ).
В «старой» ОТЛК после «переноса» вкладов БЖД и КТЖ в ОТЛК ЕРА останется контрольный пакет «Трансконтейнера». Правительство РФ согласовало его продажу, аукцион ждали в апреле, но торги сдвинулись на неопределенный срок. Ситуация усложняется тем, что совладелец одного из претендентов на акции «Трансконтейнера» группы «Сумма» Зиявудин Магомедов с конца прошлой недели находится под арестом по обвинению в создании организованного преступного сообщества с целью хищения бюджетных средств (см. “Ъ” от 31 марта). На вопрос об интересе к «Трансконтейнеру» в «Сумме» (владеет не менее чем 25,07% акций «Трансконтейнера») вчера ответили “Ъ”, что о планах сообщат в ближайшее время. Интерес к активу “Ъ” подтвердили UCL Holding Владимира Лисина (собирался идти на конкурс в консорциуме с Mediterranean Shipping Company) и ГК «Дело» Сергея Шишкарева. Два других претендента — РФПИ и партнерство французской CMA CGM с «Логопером» (50% последней французы купили в феврале) — комментариев не дали.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что основные риски для ОТЛК ЕРА связаны с продажей ОАО РЖД «Трансконтейнера»: новый акционер может скорректировать стратегию оператора, и в ней не найдется места партнерству с ОТЛК, а это создаст сложности для бизнеса asset-light.
обсуждение