При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
ЦБ отказался от идеи дифференциации требований к риск-менеджменту профучастников в зависимости от размера их бизнеса. По информации "Ъ", это связано с решением регулятора "не перегружать" поднадзорных новыми для них нормами. Впрочем, в дальнейшем ЦБ может вернуться к идее категорирования участников рынка и дифференциации некоторых требований к их системам риска.
Требования к системам управления рисками (СУР) профучастников будут едиными для всего рынка, заявил вчера начальник отдела методологии пруденциального надзора управления анализа и методологии дистанционного надзора Банка России Кирилл Попов на круглом столе "Риск-менеджмент в финансовых институтах". По информации источников "Ъ", знакомых с ситуацией, такое решение было принято из-за того, что сами по себе требования к наличию СУР являются для профучастников новацией и перегружать их излишней детализацией было бы неэффективно. "Сначала будут изучать, как вырабатывается практика",— пояснил собеседник "Ъ".
Около года назад Банк России начал консультации по этому вопросу с участниками рынка. Первоначальная концепция предполагала условное разделение профучастников на категории — в соответствии с их значимостью для отрасли, характером и масштабом операций на рынке. По информации "Ъ", новый подход предполагает, что едиными для всех останутся требования к наличию должностного лица или органа, ответственного за управление рисками. При этом все профучастники будут обязаны иметь методики оценки риска, мониторинга и контроля, которые входят в политику управления рисками компании. Кроме того, все участники рынка должны будут проводить самооценку и внутреннее анкетирование для выявления рисков. Вести реестры рисков компании на данном этапе в обязательном порядке не предполагается, однако от них потребуют фиксации значимых рисков. Стресс-тесты должны будут проводить только те профучастники, которые используют в торговле клиентские средства, а также совершают операции с производными финансовыми инструментами. Нормативный акт, закрепляющий новые нормы, будет опубликован в марте 2017 года. Предполагается, что профучастники должны будут привести свои системы риск-менеджмента в соответствие с этим документом к 2018 году.
"Требования к организации риск-менеджмента должны быть дифференцированы в зависимости от масштаба бизнеса и круга операций, а вот сами нормативы действительно могут не дифференцироваться",— считает глава Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев. По его словам, 20 апреля заканчивается срок, в который все члены НАУФОР должны привести свою деятельность по управление рисками в соответствие со стандартами саморегулируемой организации. Однако стандарты эти разрабатывались СРО в соответствии с текущей, уже работающей нормативной базой. По словам руководителя направления по взаимодействию с органами государственной власти "Альфа-Капитала" Николая Швайковского, подход, в соответствии с которым написан новый нормативный документ, представляется разумным. "У мелких игроков значительных рисков может быть больше, чем у крупных. Неправильно упрощать требования к СУР только потому, что компании не могут нести расходы на должное управление рисками. Стоимость "входного билета" на рынок повышается, но это нормально, это делает рынок чище",— говорит он.
Впрочем, регулятор еще может вернуться к первоначальной идее. По словам господина Попова, в дальнейшем могут появиться требования, которые будут зависеть именно от размера компании. Однако данный вопрос пока не прорабатывался, сообщили в ЦБ. "Подходы к введению требований будут вырабатываться в соответствии с практикой работы профессиональных участников и практикой внедрения и оценки работоспособности систем управления рисками",— пояснили в пресс-службе регулятора.
обсуждение