При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Банк России совместно с чиновниками правительства и экспертами работает над "улучшением" методологии Росстата, и в данных ведомства уже удалось обнаружить проблемные зоны - это занижение оборота розничной торговли и завышение темпов роста потребительских цен, сказал в интервью Рейтер директор департамента исследований и прогнозирования ЦБ Александр Морозов.
В начале года министр экономического развития Максим Орешкин обрушился с критикой на статистику Росстата, назвав ее нерепрезентативной по фундаментальным и техническим причинам, спровоцировав тем самым переподчинение себе статистической службы.
При этом в начале Орешкин не имел претензий к индексу потребительских цен, но позднее Минэкономразвития заговорило о слишком высокой доле продовольствия в корзине инфляции.
Морозов считает, что улучшить качество статистики Росстата можно только в режиме диалога между заинтересованными ведомствами специалистами в этой области.
"В моем департаменте, департаменте денежно-кредитной политики и в Минэкономразвития идёт работа, мы участвуем в дискуссии. Когда будут получены результаты этой работы, мы увидим, что нужно изменить. Речь идёт не о том, что вот Росстат такой плохой, использует какие-то плохие методики. Речь идёт о том, как совместными усилиями эти методики улучшить, чтобы они давали более объективные результаты, на основании которых можно принимать более взвешенные решения", - сказал Морозов.
"Речь не идёт о том, чтобы мы совсем ушли от международно признанных практик построения определенных индексов, но какие-то уточнения, безусловно, возможны и нужны", - добавил он.
ЦБР считает, что Росстат в силу методологических особенностей может занижать динамику оборота розничной торговли в реальном выражении.
Частично разрыв в оценках объясняется доучетом в статистике конечного потребления домохозяйств динамики выездного туризма и трансграничной интернет-торговли, которая не учитывается в статистике оборота розничной торговли.
Согласно данным крупнейшего оператора системы возврата НДС Global Blue, траты российских туристов за границей возросли на 41 процент в годовом выражении в марте, на 46 процентов в феврале и на 32 процента в январе. Очень сильный рост также наблюдается и в динамике объема ввозимых товаров, приобретенных в зарубежных онлайн-магазинах.
"Интернет-торговлю Росстат на самом деле учитывает в обороте, но мы не можем сказать, насколько полно", - сказал Морозов.
"Мы также обнаружили, что Росстат при оценке уровня цен по товарным позициям не учитывает спеццены и промоакции, если акция имеет срок до недели. А цены на короткий срок (до недели) снижаются или продаётся несколько товаров по цене одного, и поскольку такого рода промоакции стали пользоваться большой популярностью у населения, то есть объём покупок и доля покупок, совершаемых по этим промоакциям, выросла, получается, что Росстат стал недооценивать реальный объём покупок", - считает глава департамента ЦБР.
Согласно июльскому исследованию Ромир, за последний год среди российских потребителей увеличилась доля охотников за скидками и промо-акциями. Если год назад об этом заявлял каждый четвертый покупатель (26 процентов), то сегодня таковых больше трети (36 процентов) (bit.ly/2hgsLdP).
"Возможно, кстати, это так или иначе сказывается и на оценке роста потребительских цен. Вероятно, недооценивая объемы потребления в рознице, Росстат может одновременно переоценивать темпы роста цен. Например, если по промоакции покупаются два товара по цене одного, скажем за 200 рублей, то реальная цена единицы товара 100 рублей, а не 200. Если это учесть в расчете индекса цен, то индекс окажется ниже", - добавил Морозов.
\
обсуждение