При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Банк России не видит необходимости в переносе сроков вступления в силу закона об инвестиционных консультантах, заявила в интервью ТАСС глава департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка Лариса Селютина.
"Да, мы получили такое предложение от саморегулируемых организаций. Но замечу, закон был принят почти год назад, и у участников финансового рынка имелся достаточный резерв времени для подготовки к вступлению его в силу. Понять, требует ли он доработки, можно будет только после того, как мы посмотрим, как он будет применяться. Внесение поправок в закон, который еще не "поработал", - это не лучшая практика", - заявила она.
По ее мнению, закон в текущем виде не создает каких-то чрезмерных или сложных в реализации требований. Тем более сейчас в профессиональном сообществе нет единого мнения, какие правки требуется вносить, добавила Селютина.
Закон об инвестиционных консультантах был принят в декабре 2017 года, вступает в силу 21 декабря 2018 года.
Предоставлять услуги смогут инвестиционные советники из реестра, который будет составлять Банк России. "Банк России совместно с профессиональным сообществом подготовил весь необходимый инструментарий для перехода отрасли в регулируемую плоскость, в частности, были разработаны проекты нормативных актов, необходимые для работы инвестиционных советников. Мы считаем, что добросовестные участники рынка не будут ограничены в возможности оказывать услуги по инвестиционному консультированию с даты вступления в силу соответствующего закона", - заявила она.
Селютина не стала давать прогноз, сколько компаний получат статус инвестиционного советника при вступлении в силу закона: "Мы считаем, что на первом этапе в реестр попадут те, кто по сути уже работает в качестве инвестиционного советника, в том числе независимые инвестиционные консультанты. Как раз следующий год и покажет, как быстро и в каком направлении будет развиваться индустрия. Я считаю, что будущее у нее есть, и есть большой задел для развития".
Развитие рынка розничных инвесторов
По мнению ЦБ, инвестиционное консультирование будет востребовано, так как у розничных инвесторов в условиях снижения ставок по банковским вкладам появился интерес к финансовым инструментам. При этом не все начинающие розничные инвесторы могут позволить себе иметь персонального консультанта.
Удешевить эту услугу может развитие финансовых технологий, считает Селютина: "Я имею в виду робоэдвайзинг. У нас этот сервис будет называться автоконсультированием. Он в чистом виде является инвестиционным консультированием без участия человека, на основе заданных машинных алгоритмов. В будущем такой сервис может быть существенно удешевлен и, возможно, станет доступным для разных категорий инвесторов, даже с минимальными суммами инвестиций".
Слишком агрессивные продажи
Профучастники рынка ценных бумаг, а также небольшие юрлица уже давно оказывают услуги по инвестиционному консультированию. "Теперь же Банк России выводит эту услугу в регулируемое поле. Из-за того, что инвестиционное консультирование в нашей стране специально не регулировалось, это могло приводить к злоупотреблению со стороны профессиональных участников. Конфликт интересов никак не управлялся, что повышало уязвимость клиентов", - рассказала Селютина.
При этом ЦБ признает, что существует проблема разграничения деятельности по инвестконсультированию и продаже финансовых услуг. "Инвестору, особенно неопытному, действительно может быть сложно отличить продажу от инвестиционной рекомендации. Наши "сейлзы" очень агрессивно предлагают инструменты, хотелось бы, чтобы они сбавили свой напор, особенно в условиях, когда инвесторы еще недостаточно финансово образованы и не имеют опыта", - заявила Селютина.
По ее мнению, проблема разграничения деятельности по инвестиционному консультированию и деятельности по продаже финансовых инструментов должна решаться за счет уведомления (дисклеймера) "сейлзом" (продавцом) инвестора о том, что это предложение не является инвестиционной рекомендацией: "В целом нашему рынку ценных бумаг пошло бы на пользу снижение "агрессивности" продаж".
В перспективе можно рассмотреть механизм решения данной проблемы, предполагающий, что "сейлз", предлагая финансовые инструменты инвесторам, должен будет учитывать информацию о продуктах, подходящих целевой аудитории, то есть ориентироваться на его риск-профиль, продолжает Селютина. "В остальных случаях информация о финансовых инструментах может рассматриваться только как реклама, и об этом клиент должен быть проинформирован в явном виде. Но то, что правила продаж надо регулировать, - это однозначно", - подчеркнула она.
Конфликт интересов
Наиболее острая проблема, которая будет присутствовать в этом бизнесе, - это конфликт интересов, признает глава департамента ЦБ. Например, если инвестконсультант будет предлагать инструменты брокерской компании, в которой он работает. Но закон обязывает инвестиционного советника предоставлять рекомендации в соответствии с профилем клиента, напоминает Селютина: давая консультации, он обязан руководствоваться исключительно интересом инвестора, учитывать его опыт.
"То есть конфликт интересов присутствует, но действия в таких условиях не будут запрещены. Механизмы его урегулирования строятся в логике, традиционной и для других отраслей финансового рынка: он может иметь место, от этого не уйти, но инвестиционный советник должен его выявить, контролировать и сделать все возможное, чтобы предотвратить его последствия. Мы будем тщательно мониторить ситуацию с жалобами клиентов на эту тему", - пообещала Селютина.
При этом закон закон предусматривает, что инвестиционный советник, совмещающий свою деятельность с брокерской или деятельностью управляющего, должен определить сотрудника, отвечающего соответствующим требованиям, на которого будут возложены функции по инвестиционному консультированию.
Что такое инвестиционное консультирование
По закону, деятельностью по инвестиционному консультированию признается оказание консультационных услуг в отношении ценных бумаг, сделок с ними и заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, путем предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций. В начале октября ЦБ ответил на письмо Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) с разъяснениями, в которых указывалось, что инвестиционным консультированием является оказание названных выше услуг на основании возмездного договора.
"Договор об инвестиционном консультировании является возмездным, то есть предполагает получение платы или иного встречного предоставления за оказание услуг по инвестиционному консультированию", - говорится в письме ЦБ. При этом "рекомендация должна признаваться индивидуальной, если она адресована конкретному лицу с обращением по имени, либо без обращения по имени, но направлена по каналам связи, обычно используемым для взаимодействия с определенным клиентом, в том числе посредством телефонного звонка или уведомления в мобильном приложении с предложением прибрести финансовые инструменты, либо путем предоставления информации об операциях другого лица, являющейся примером для совершения клиентами собственных операций".
По закону, инвестиционным консультантом может быть юридическое лицо или физическое лицо. При этом инвестиционный консультант - физическое лицо, как и юрлицо, должен быть членом саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по инвестиционному консультированию, вправе совмещать указанную деятельность с брокерской деятельностью, деятельностью по доверительному управлению, депозитарной деятельностью, а также деятельностью агента брокера и агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев. При этом брокерская компания и управляющая компания обязаны выделить инвестконсультирование в отдельное направление.
Ранее НАУФОР давала оценку, что около 1 тыс. инвестконсультантов захотят легализовать свой статус при вступлении в силу закона.
обсуждение