При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Банк России подготовил законопроект об обязательном информировании финансовыми организациями своих клиентов об условиях договора и рисках перед продажей продуктов и услуг.
С документом ознакомился "Интерфакс". Ранее о его подготовке сообщала глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина.
"В данный момент законопроект о правилах продаж финансовыми организациями финансовых продуктов и инструментов, в том числе банками как агентами некредитных финансовых организаций - небанковских финансовых продуктов и инструментов, готовится к внесению в Государственную думу. Мы надеемся на принятие такого закона в самое ближайшее время", - подтвердили агентству в пресс-службе ЦБ РФ.
В частности, законопроект обязывает брокеров, страховщиков, микрофинансовые и управляющие компании, инвестиционных советников, кредитные кооперативы и негосударственные пенсионные фонды, действующих самостоятельно или с привлечением агентов или посредников, а также банки, которые продают от имени финансовой организации какой-либо продукт, сообщать клиенту перед заключением договора информацию о продукте, а также рисках, связанных с его заключением. При этом объем такой информации и ее содержание устанавливается сам регулятор.
Закон, в случае его принятия, вступит в силу спустя 180 дней.
В мае 2020 года Банк России подготовил консультативный доклад, в котором в целях борьбы с мисселингом предлагал ввести обязательное информирование клиентов о возможных рисках при покупке сложных финансовых продуктов или инструментов в виде ключевого информационного документа (КИД), который должен иметь единый формат для всех организаций и продуктов. КИД должен представлять собой стандартизированный документ, содержащий в доступной форме существенную информацию о продукте, объемом не более трех страниц формата А4. Информация должна быть изложена простым языком, без обилия финансовых и юридических терминов, не мелким шрифтом. КИД должен содержать сведения о продукте, условиях и рисках его приобретения, размере комиссии и так далее. При этом КИД не должен содержать маркетинговых и рекламных материалов. КИД также не должен подменять правила и условия договора, а носить исключительно информационно-справочный характер. Предполагается, что клиент должен ознакомиться с КИД до совершения сделки в офисе или же на сайте и в приложении финансовой организации.
Банк России в докладе также предлагал законодательно закрепить за собой полномочия по введению обязанности финансовых организаций предоставлять КИД потребителю. ЦБ РФ считал нужным прописать в законе и нормативных актах и его полномочия по установлению требования к порядку представления информации потребителям и ее содержанию.
Как сообщили в Банке России агентству в понедельник, паспорта финансовых продуктов разработаны и внедрены стандартами саморегулируемых организаций на страховом рынке, рынке ценных бумаг и коллективных инвестиций. Банк России также разработал паспорта финансовых продуктов для профессиональных кредиторов, в том числе 13 - для кредитных организаций, и рекомендовал знакомить потребителей финансовых услуг с этими документами до подписания договора.
"Также мы считаем важным, чтобы потребитель получал паспорт небанковских финансовых продуктов, в первую очередь сложных, когда эти продукты предлагаются ему в банковском офисе. В законопроекте предусмотрено обязательное предоставление потребителю финансовых услуг информации об особенностях и рисках предлагаемого ему продукта, об основных условиях договора и последствиях его заключения. Такая информация может быть предоставлена как в форме паспортов (КИД), так и в иной предусмотренной законом форме. Мы надеемся, что принятие такого закона поможет потребителям лучше понимать особенности и риски финансовых продуктов и инструментов и формировать правильные ожидания от тех или иных финансовых операций", - отметили в ЦБ РФ.
обсуждение