При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Банк России сообщил, что риски, связанные с возможным дефицитом ликвидности в иностранной валюте у банков в конце года, остаются на низком уровне, но в случае нехватки валюты, регулятор готов ее восполнить через инструмент валютный своп.
“В случае повышенного спроса на валютную ликвидность Банк России использует инструмент валютный своп по предоставлению иностранной валюты для ограничения дефицита валютной ликвидности и повышенной волатильности процентных ставок”, - говорится в обзоре финансовой стабильности ЦБ.
В конце сентября 2017 года банки уже ощутили нехватку валютной ликвидности и воспользовались валютными свопами Центробанка.
“На ситуацию с валютной ликвидностью в сентябре повлиял локальный пик погашения внешнего долга: крупнейшие нефинансовые компании погасили $4,8 миллиарда, банки – $1,2 миллиарда”, - пояснил ЦБ в обзоре.
Следующий пик погашений приходится на декабрь - $13,2 миллиарда по компаниям и $2,5 миллиарда по банкам.
Для оценки ожидаемого погашения банками обязательств в иностранной валюте ЦБР провел опрос 23 крупнейших банков.
Банки предоставили информацию о динамике требований и обязательств в иностранной валюте в соответствии с контрактными сроками и о наиболее вероятной динамике в соответствии с собственным прогнозом.
“Согласно результатам опроса, крупнейшие банки имеют достаточно валютной ликвидности для покрытия ожидаемых погашений обязательств в иностранной валюте”, - пишет ЦБ.
Совокупный дефицит ликвидности в иностранной валюте у банков, имеющих дефицит, в течение четвертого квартала 2017 года, как ожидается, не превысит $1,65 миллиарда.
“В предыдущие годы наличие такого дефицита не приводило к фактическим проблемам с ликвидностью”, - пишет ЦБ.
Запас ликвидных средств банков в иностранной валюте на 1 октября 2017 года составил $39,7 миллиарда против $35,7 миллиарда год назад.
Наибольший объем погашений обязательств крупнейших банков приходится на обязательства перед нефинансовыми организациями-резидентами ($7,3 миллиарда, или 35 процентов от общего объема погашаемых обязательств).
ЦБР также сообщил, что власти готовят меры по снижению долларизации активов кредитных организаций и уровня валютной задолженности нефинансовых организаций.
“Коэффициенты риска являются одним из инструментов девалютизации банков и нефинансовых организаций, и в случае нарастания валютного риска они могут быть вновь повышены Банком России”, - говорится в обзоре.
“Вместе с тем меры, нацеленные исключительно на ограничение внутреннего валютного кредитования, могут привести к переориентации заемщиков на внешнее финансирование. В связи с этим перечень возможных инструментов, которые могут быть активированы в случае чрезмерного накопления валютных рисков, должен содержать также ограничения, применяемые непосредственно к балансам компаний”, - указал ЦБ.
Опыт отдельных стран показывает, что требования устанавливаются в отношении валютной ликвидной позиции и валютной долговой нагрузки компаний.
обсуждение