При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Российский финансовый сектор пережил потрясения, вызванные последними санкциями со стороны США, и теперь может столкнуться с рисками более высокой волатильности мирового рынка при быстром повышении ставок ФРС и снижении цен на нефть, сообщил Центробанк в обзоре финансовой стабильности.
Индикаторы финансового рынка остаются устойчивыми, несмотря на всплеск волатильности на рынках после введения санкций со стороны США против отдельных российских физических и юридических лиц и обострения напряженности вокруг Сирии в апреле 2018 года, пишет ЦБР. Позитивным фактором стало повышение цен на нефть.
Однако триггером волатильности на глобальных рынках может стать более сильное ужесточение денежно-кредитной политики ведущими центробанками. Риски могут возникнуть в случае более быстрых темпов и более существенных масштабов повышения ставки ФРС, пишет ЦБР в обзоре.
Негативные эффекты могут реализоваться по разным каналам и прежде всего из-за повышения стоимости долларовых заимствований, что будет приводить к повышению стоимости обслуживания долгов в национальных валютах.
При росте ставок высокая долговая нагрузка может негативно отразиться на качестве банковских активов и показателях достаточности капитала. Неприятие риска в отношении отдельных стран может повлиять на другие страны, которые могут столкнуться с оттоком капитала, расширением кредитных спредов.
Дополнительным негативным фактором может стать ухудшение ситуации с валютной ликвидностью, при этом эффект может быть усилен репатриацией офшорных прибылей американскими корпорациями. В случае реализации указанных рисков вероятны негативные эффекты и для России.
“Значимым фактором для российского рынка остается риск снижения цен на нефть, например, в случае дальнейшего существенного наращивания нефтедобычи в США”, - говорится в обзоре.
Возможно дальнейшее обострение рисков, связанных с эскалацией геополитической напряженности, хотя вероятность их реализации несколько снизилась, указал ЦБР.
По мнению ЦБР, подверженность российской экономики внешним шокам постепенно уменьшается на фоне реализации мер по снижению уровня долларизации.
Для ограничения дефицита валютной ликвидности и повышенной волатильности Банк России использует инструмент постоянного действия – валютный своп, в начале этого года лимит по нему был повышен до $3,0 миллиарда с $2,0 миллиарда.
ЭФФЕКТ САНКЦИЙ
Влияние новых санкций США в апреле проявилось в ослаблении рубля и снижении стоимости ценных бумаг под влиянием их продажи нерезидентами. Наиболее продолжительный и масштабный объем продаж, на сумму около 100 миллиардов рублей произошел на рынке ОФЗ.
“Несмотря на резкий рост рыночной волатильности, реакция участников оказалась краткосрочной и не потребовала значимого вмешательства регулятора. Российский финансовый рынок продемонстрировал зрелость и достаточную устойчивость к внешним шокам”, - указал ЦБР.
По данным ЦБР, в те дни основной спрос на валюту предъявляли дочерние иностранные банки, в результате за два рабочих дня после объявления санкций рубль ослаб к доллару США на 7,9 процента, к евро – на 8,5 процента.
Выход нерезидентов с российского рынка сопровождался также коррекцией вверх кривой доходности в соответствии с переоценкой санкционных рисков.
Доходности ОФЗ выросли на 50–60 базисных пунктов на коротком участке кривой и на 40–50 базисных пунктов на длинном конце, суверенная премия за риск по CDS – на 33 базисных пункта.
В последующие дни иностранные инвесторы вернулись в качестве нетто-покупателей на рынок акций, но продолжали оставаться чистыми продавцами на рынке ОФЗ, указал ЦБР.
Дочерние иностранные банки приобрели за два дня иностранную валюту в рублевом эквиваленте на сумму около 140 миллиардов рублей. Временной профиль закрытия позиций на рынке ценных бумаг указывает на то, что иностранные инвесторы заранее хеджировали валютный риск в первые дни реализации шока с учетом возможных планов по выходу с рынка в дальнейшем, пишет ЦБР.
Несмотря на резкий рост спроса на иностранную валюту, российский валютный рынок функционировал в стабильном режиме, поскольку на нем присутствовал достаточный объем заявок на продажу иностранной валюты. Предложение иностранной валюты обеспечивали преимущественно российские банки, обслуживающие крупнейших экспортеров.
“Риски выхода нерезидентов с рынка ОФЗ ограничены наличием потенциала внутреннего спроса с учетом регуляторных требований к системно значимым кредитным организациям и соблюдению норматива краткосрочной ликвидности”, - пишет ЦБ.
Изначально высокая доля иностранных инвесторов в ОФЗ (более трети) не стала препятствием для достижения рыночного равновесия без вмешательства регулятора.
Крупные банки РФ выступили также основными покупателями на рынке корпоративных облигаций, при этом продажи со стороны нерезидентов были ограниченны, так как их вложения в корпоративные облигации не превышали 10–15 процентов, по данным ЦБ.
Проведенная Банком России оценка влияния санкционных рисков на участников финансового сектора показала, что потери являются ограниченными и могут быть абсорбированы ими за счет собственных средств.
Снижение собственных средств финансовых организаций является умеренным и не представляет угрозы для их устойчивости, тем не менее в целях смягчения негативного влияния санкций ЦБР ввел действующие до конца 2018 года меры, позволяющие банкам принимать решения о неухудшении оценки финансового положения заемщика и качества обслуживания долга по ссуде.
В обзоре также говорится, что после повышения коэффициентов риска по банковским валютным кредитам, выданным после 1 июля 2018 года, они могут быть снова повышены для дедолларизации сектора.
обсуждение