Суббота, 23.11.2024
×
Бюджетные страсти. Как победить инфляцию. Украдут ли банковские депозиты. Экономика за 1001 секунду

Участники ПМЭФ указали на нехватку инвестиций в инфраструктуру

Аа +
- -

Сразу несколько сессий на ПМЭФ-2016 были посвящены инвестициям в инфраструктуру и механизму государственно-частного партнерства (ГЧП). На них представители российского Минфина в условиях бюджетной экономии призывали привлекать частные средства за счет "нефискальной приватизации" (без продажи самого госактива). Готовится закон о специальных инвестиционных контрактах, которые будут распространяться в том числе на транспортную инфраструктуру, напомнил участникам форума замминистра финансов Андрей Иванов — назвав РЖД "нераскрытым потенциалом для инвестиций".

Основным инструментом привлечения частных денег в инфраструктуру в правительстве по-прежнему считают ГЧП. Однако, по словам Андрея Иванова, зачастую нагрузка на бюджет при использовании этого механизма лишь увеличивается за счет процентных платежей — в итоге на концессионных соглашениях зарабатывают банки-кредиторы. "Концессия — это единственная возможность для бизнеса договориться с государством вдолгую, поэтому финансирование по таким проектам идет под 12-13%, тогда как обычное банковское кредитование — под 25%",— возразил председатель совета директоров InfraOne Альберт Еганян. По его оценке, ежегодный объем внебюджетных вложений в инфраструктуру составляет всего 200 млрд руб., тогда как доступно для такого финансирования более 1 трлн руб.

Отметим, что по оценке McKinsey, в России все же есть разрыв между потребностью в капвложениях в инфраструктуру и их фактическим объемом — он оценен в 0,1% ВВП ежегодно в перспективе до 2030 года. По оценке этой компании, в мире вложения в инфраструктуру составляют порядка $2,5 трлн в год, доля недоинвестирования в нее в среднем равна 11%.

Ограниченность присутствия частных инвесторов в этой сфере демонстрируют и данные Всемирного банка. По его оценке, в 2015 году в России было "закрыто" всего четыре сделки по линии ГЧП на $3 млрд. Крупнейшая — передача в концессию на 30 лет более 350 объектов водопроводного хозяйства в Волгограде, остальные три — это вложения в платные дороги (включая трассу Москва--Санкт-Петербург).

Рассчитывать на большие зарубежные деньги в этой сфере пока не приходится. Как рассказал "Коммерсанту" высокопоставленный источник, созданные банки развития со штаб-квартирами в Китае слишком забюрократизированы. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) готов рассматривать проекты лишь при наличии госгарантий (его глава на форум не приехал — в отличие от руководителя банка БРИКС). Деньги же западных банков по-прежнему недоступны. "Чтобы инвестировать в инфраструктурные проекты, нужны длинные деньги, но европейские банки не выделяют финансирование, опасаясь нарушить санкционный режим, по факту выделение кредита надо согласовывать в Вашингтоне",— сказал генеральный директор Франко-российской торгово-промышленной палаты Павел Шинский.

"Прямых зарубежных инвестиций в инфраструктуру в странах ЕАЭС почти нет — как правило, это вложения с участием государства",— отметил глава центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгений Винокуров. Новым трендом стало появление в этой области зарубежных, в частности японских, пенсионных фондов. Они уже начали инвестировать в телеком, их присутствие на рынке может стать более ощутимым в среднесрочной перспективе, полагает эксперт. Впрочем, что касается более затратной инфраструктуры — в частности строительства дорог,— конкуренция среди инвесторов за действительно окупаемые проекты пока выше, чем спрос на финансирование, признали участники форума.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все рынки »
- -
266
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Бюджет, нефть, пенсии, инфляция, вклады и рубли Бюджет, нефть, пенсии, инфляция, вклады и рубли Экономика России дошла до точки. Пропаганда чайлдфри запрещена. Что происходит с нефтью. Как победить инфляцию. Что не так с индексацией пенсий. Украдут ли банковские депозиты и долларовые сбережения. Заговор «мировой элиты». Налоги на недвижимость меняются. Сливочное масло: цены и география. Потенциальные кандидаты в БРИКС: биржевой портрет Потенциальные кандидаты в БРИКС: биржевой портрет Страны-кандидаты на членство в БРИКС: фондовые рынки весьма разные, но у многих есть перспективы. Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тема трансграничных платежей, а, точнее, их задержек, в центре внимания всех – и чиновников, и бизнесменов и даже граждан. Тем не менее, вопрос не решён, а СМИ сообщают о новых и новых задержках. Есть ли выход из ситуации? Об этом – разговор с финансовым экспертом Тимуром Аитовым, председателем комиссии по финансовой безопасности совета Торгово-промышленной палаты России,
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »