При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Российская нефть марки Urals в скором будущем начнет поставляться за границу через биржевые контракты. До сих пор экспорт шел лишь по соглашению между поставщиком и покупателем по заранее оговоренной цене. Теперь основная марка российской нефти получит полноценные возможности для международных поставок. Это стало возможно благодаря решению Федеральной таможенной службы (ФТС). Соответствующая резолюция есть в ответе ведомства на запрос Санкт-Петербургской международной сырьевой биржи (СПбМТСБ), с которым ознакомились «Известия». Теперь биржевая торговля нефтью Urals, которая ведется с ноября прошлого года, может дойти до физической поставки российской нефти за границу. Основной объем потребления приходится на европейские страны, при этом СПбМТСБ находится в процессе заключения договора с китайскими участниками рынка.
В настоящее время российская нефть экспортируется по соглашению между поставщиком и покупателем. Цена определяется на основе двустороннего договора, при этом, как правило, ориентируются на биржевые цены нефти марки Brent, которые определяются на международных биржах. После запуска торгов фьючерсами на марку Urals 26 ноября 2016 года на бирже СПбМТСБ появилась биржевая цена на российское топливо. На сегодняшний день торги идут в спекулятивном режиме, то есть их участники (в том числе ряд международных нефтетрейдеров) перепродают друг другу контракты. Однако реальных поставок нефти за рубеж еще не было, в том числе из-за неопределенности с таможенным декларированием таких сделок.
«Данный комплект документов является надлежащим подтверждением внешнеэкономической сделки и содержит все необходимые сведения для целей таможенного декларирования», — говорится в ответе ФТС бирже.
Также в письме ведомства уточняется, что заключение торговых соглашений может быть подтверждено в электронном виде. При этом предоставление документации по каждому контракту не требуется.
— Набор документов, которые биржа выдает участникам торгов срочными контрактами, не совпадает со стандартным набором таможенных документов о заключении сделки между покупателем и продавцом, — пояснил представитель СПбМТСБ Никита Захаров.
Сделки на рынке срочных контрактов (фьючерсов и опционов) стандартизированы, а условия прописаны в биржевых документах — спецификациях и общих условиях договоров. То есть условия сделок у всех биржевых контрактов одного типа едины. Однако участники рынка беспокоились, достаточно будет ли ФТС единых спецификаций по всем контрактам. Ответ ведомства внес ясность в этот вопрос.
Договор заключается в виде выписки из реестра сделок, который предоставляют участникам. Биржа также дает информацию о контрагентах по поставке. Согласно позиции ведомства, выписки из реестра для подтверждения сделки будет достаточно. Как пояснил Никита Захаров, для того чтобы состоялась физическая поставка, необходимо собрать контрактов на 100 тыс. т нефти.
— Создание условий для биржевой международной торговли российской нефтью предположительно вызовет приток покупателей из-за рубежа. А это означает что разрыв в цене между Brent и Urals сократится с нынешних 5–7 процентных пунктов до 3–4, — полагает старший научный сотрудник Института экономики РАН Иван Капитонов.
Он пояснил, что основная причина дешевизны Urals — в нестабильном качестве и высокой доле серных примесей. Однако неудобство заключения сделок и отсутствие развитой биржевой торговли также играет роль.
Основные потребители российской нефти находятся в странах Европы. Кроме того, ожидается выход на российский рынок крупных покупателей из Китая. СПбМТСБ находится в процессе переговоров с Шанхайской нефтегазовой биржей (SHPGX) о совместном развитии фьючерса на Urals.
— Цена на Urals вряд ли изменится, — считает партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин. — Основная часть сделок заключается в рамках долгосрочных контрактов между крупными контрагентами, а на биржевые сделки приходится лишь небольшая часть.
По мнению эксперта, чтобы биржевые сделки с российской нефтью реально определяли ситуацию на рынке и могли влиять на цены, Россия должна стать международным финансовым центром, сравнимым с Лондоном и Нью-Йорком.
Насколько далеко России до развитого биржевого рынка нефти, зависит от многих факторов. Тем не менее инфраструктура для его функционирования создается. Это позволяет надеяться на изменение ситуации к лучшему в дальнейшем.
обсуждение