При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Ощущая перемены в Узбекистане, предприниматель Хикмат Абдурахманов планирует построить 10-этажное офисное здание и открыть консалтинговую компанию, ориентированную на международную торговлю. В то же время глава казахского Халык-банка Умут Шаяхметова рассматривает возможность открытия в Узбекистане дочернего банка.
“В воздухе витает надежда”, - сказала она.
Их планы, которые для многих стран кажутся обыденностью, заслуживают внимания, поскольку Узбекистан, по словам Шаяхметовой, “начинает с нуля”.
До смерти бессменного лидера страны Ислама Каримова Узбекистан был одним из самых изолированных в мире государств. Каримов, который пришел к власти в период коммунизма, жестко контролировал экономику и политику, не доверяя ни России, ни Западу.
После его кончины иностранные инвесторы начали прокладывать дорогу в Ташкент, так как их привлекают нефтегазовые ресурсы центральноазиатского государства, хлопковые поля, а также различные сферы производства, включая машиностроение, производство продуктов питания, оборудования и химикатов.
В то же время у них есть причины для беспокойства: уроженцы Узбекистана в этом году совершили ряд атак на мирное население в Нью-Йорке, Стамбуле, Стокгольме и Санкт-Петербурге, в результате которых погибли как минимум 65 человек и многие пострадали.
Новый президент Узбекистана, экс-премьер министр Шавкат Мирзиёев продолжает проводить политику, предусматривающую вертикальную иерархию управления, в то же время начав попытки реформировать экономику.
Узбекистан в августе принял решение с 2019 года отменить систему выездных виз, которая лишает население возможности покидать страну без разрешения властей.
Спустя месяц Ташкент поручил вернуть домой тысячи учителей, студентов и медработников, отправленных на уборку хлопка, и отменил большинство мер контроля за движением капитала, которые увеличивали объем государственных резервов, но препятствовали торговле и инвестициям.
Для 36-летнего Абдурахманова, который жил в США, Великобритании, Китае и Сингапуре и управляет компаниями в сфере недвижимости, торговли, финансов и других отраслях и живет в США, Великобритании, Китае и Сингапуре, валютная реформа означает возможность сосредоточиться на зарабатывании денег, а не их поиске в закрытой системе.
“Думаю, в воздухе ощущается, как меняется атмосфера”, - сказал он в интервью.
“Люди планируют открытие новых компаний, можно увидеть, что (у нас) появляются многочисленные стартапы”.
СЕРЬЕЗНЫЙ НАСТРОЙ
Компания Абдурахманова сдает в аренду офисные помещения, занимается организацией сделок с зарубежными партнерами и оказывает другие услуги местным предпринимателям. Шаяхметова возглавляет Халык-банк, крупнейший по величине активов банк Казахстана.
“Я участвовала во встречах и на верхах, у меня ощущение, что они серьезно настроены (на реформы)”, - сказала она.
По словам Шаяхметовой, Халык-банк, объем активов которого составляет $26 миллиарда и у которого есть подразделения в России, Грузии и Киргизии, через полтора года может создать “дочку” в Ташкенте.
“Мы на стадии изучения рынка, общения с регулятором и понимания, что они хотят сделать”, - сказала глава Халыка.
Всемирный банк сообщил, что Узбекистан в 2017 году вошел в десятку стран, существенно облегчивших условия ведения бизнеса, отметив реформы в сфере регистрации предприятий, получения разрешений на строительство, защиты миноритарных инвесторов, налогообложения и подключения к системе электроснабжения.
В свежем рейтинге Doing Business Всемирного банка, оценивающем благоприятность условий ведения бизнеса, Узбекистан занял 74-ю из 190 позиций, немного опередив Китай и Украину, но существенно отстав от России, которая заняла 35-е место.
“Наша следующая цель достаточно амбициозна - мы хотим быть в топ-20 к 2025 году”, - сказал Азим Ахмедходжаев, председатель Государственного комитета Узбекистана по инвестициям, добавив, что власти разрабатывают проект инвестиционного кодекса, призванного заменить более ста отдельных законов и нормативно-правовых актов.
Тем не менее страна пока не приступила к более сложной и потенциально болезненной реструктуризации крупных госпредприятий и не вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). Согласно неправительственной организации Transparency International, Узбекистан является одним из самых коррумпированных государств, занимая 156-е из 176 мест в ее рейтинге.
Жители страны пока не ощутили всех преимуществ либерализации валютной политики и все еще могут покупать наличную иностранную валюту только на черном рынке.
ГЛОБАЛЬНЫЕ СВЯЗИ
В нынешнем десятилетии на Россию, Китай и Южную Корею приходится около 60 процентов инвестиций в Узбекистан, основная часть которых в 2016 году пришлась на нефтегазовый сектор, а также на химическую промышленность и логистику.
По словам Ахмедходжаева, с начала 2017 года Узбекистан привлек инвестиции на сумму $4,2 миллиарда, в том числе прямые иностранные инвестиции (FDI) в размере $3,7 миллиарда по сравнению с $1,9 миллиарда FDI за весь 2016 год.
Согласно данным Всемирного банка, опубликованным до выступления Ахмедходжаева в ноябре, в 2016 году приток прямых иностранных инвестиций в Узбекистан сократился до $67 миллионов. Он никак не прокомментировал это несоответствие (reut.rs/2A4bDjy).
Снижение показателя последовало за рядом громких споров с инвесторами, включая британскую золотодобывающую компанию Oxus Gold и российского телекоммуникационного оператора МТС, а также падением объема китайских инвестиций после ввода в эксплуатацию газопровода Центральная Азия-Китай.
В 2017 году французский автопроизводитель Peugeot объявил о создании совместного предприятия с узбекской компанией Узавтопром, а турецкая фирма Gentes Yapi ve Endustry Tesisleri Ltd Sti заключила соглашение о строительстве в стране крупного логистического центра.
Это ознаменовало ослабление напряженности в отношениях Ташкента и Анкары, усилившейся после того, как Турция предоставила убежище видному представителю узбекской оппозиции.
Ахмедходжаев среди стран, осуществивших инвестиции в Узбекистан в 2017 году, назвал США, Германию и Японию, что отражает стремление президента страны расширить глобальные связи. В то же время основной приток инвестиций - почти в миллиард долларов - как ожидается, поступит от Лукойла.
Мирзиёев называет Москву стратегическим партнером, а данные Банка России показали, что в 2016 году объем денежных переводов из РФ в Узбекистан составил $2,7 миллиарда.
обсуждение