При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Во втором квартале автокредитование в России выросло более чем на четверть в штуках и почти на 40% в денежном выражении, поставив двухлетний рекорд. Доля реализованных с его помощью машин достигла 47% от общих продаж авторынка. Отраслевые эксперты признают, что расширение кредитования стало ключевым фактором его восстановления и фактически единственным способом приобретения автомобиля для значительной части населения.
Количество автокредитов, выданных в апреле—июне, увеличилось на 25,5%, до 169,1 тыс. штук, сообщают Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) и «Автостат», отмечая, что это рекордный показатель с 2015 года. В денежном эквиваленте объем автокредитов вырос на 39%, до 115,3 млрд руб. Доля кредитных машин в общем объеме рынка увеличилась на 2,1 процентного пункта, до 46,5%.
Глава НБКИ Александр Викулин говорит, что сегмент автокредитования близок к восстановлению после «нескольких сложных лет». По его словам, стабилизировалась и ситуация с качеством кредитов — ситуация с просрочкой существенно лучше, чем, например, в сегменте необеспеченного кредитования. В то же время еще в феврале тот же господин Викулин говорил об ухудшении качества автокредитов при доле просроченной задолженности свыше 30 дней более 9%, а сейчас ситуация аналогичная (по состоянию на июнь 9,8%).
Рост доли кредитных машин в структуре рынка во многом обусловлен госпрограммой льготного автокредитования (ставка по кредиту уменьшается на 6,7%, можно купить машину, выпущенную в России, стоимостью до 1,45 млн руб. и массой до 3,5 тонны), говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. В Институте комплексных стратегических исследований называют расширение кредитования основным фактором восстановления продаж машин в России.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе—июле продажи легковых и легких коммерческих автомобилей выросли на 8,5%, до 848,2 тыс. машин, за июль рынок увеличился на 19%, до 129,7 тыс. машин. В Минпромторге в среду не смогли уточнить, сколько автомобилей продано в рамках госпрограммы. В 2016 году на нее пришлось 23,1% продаж из общих 1,4 млн машин. В 2017 году на поддержку автокредитования выделено 10 млрд руб., из которых 7 млрд руб. пошли на обеспечение уже выданных кредитов, 3 млрд руб.— на новые.
В Ford Sollers уточнили, что у нее во втором квартале доля продаж по автокредитованию составила 37%, из них 85% по госпрограмме. У Toyota доля кредитных машин за январь—июнь составила 23% (12,7 тыс. машин), у Lexus — почти 40%. В PSA говорят, что за первое полугодие продали в кредит 32% автомобилей. В Hyundai оценивают долю кредитных продаж во втором квартале в 55%, причем 91% всех кредитов выдан с господдержкой. Там также подтверждают рост продаж в кредит, в частности, по госпрограмме во втором квартале к первому он составил 63%.
В Hyundai ситуацию объясняют снижением ставок и ростом максимальной стоимости машины в рамках госпрограммы — в результате стало доступно большее количество моделей. При этом в компании отмечают смещение спроса в сторону продуктов с гарантией остаточной стоимости, которая позволяет существенно снизить ежемесячные платежи. Кроме того, концерн рассчитывает на дальнейший рост доли автокредитов за счет новых госпрограмм «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». В Mitsubishi (доля кредитных продаж во втором квартале — 36,4%) подтверждают популярность программы с остаточным платежом — по ней в первом полугодии была выдана треть кредитов.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что ставки кредитования снижаются вслед за официальной инфляцией. В мае средняя ставка по автокредиту на срок больше года составляла 12,7%, это одно из наиболее низких значений за последние несколько лет. Продажи подтолкнул и отложенный спрос, сформировавшийся за долгое время падения авторынка, добавляет эксперт, но сейчас кредит, по сути, единственный способ для значительной доли российского населения купить автомобиль.
обсуждение