При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Правительство работает над новой схемой воплощения задач, поставленных майским указом президента. Ключевым инструментом в этом деле должна стать госкорпорация развития Внешэкономбанк (ВЭБ), который президент Путин вместе с другими «институтами развития» называл помойкой для плохих долгов.
Над проектами в рамках майского указа министерства будут работать по-новому. Изменится роль и ответственность губернаторов, денежные потоки централизуют во Внешэкономбанке, возглавляемом не обычным технократом, а высокопоставленным и приближенным к президенту чиновником. При этом Счетная палата будет не только сообщать о неэффективных проектах и уворованных средствах, а согласовывать финансирование еще на старте.
Такая картина вырисовывается из утечек в прессу за последние дни и комментариев от ведомств и экспертов. Теперь в министерствах будут не собираться рабочие группы по разным проектам, а так называемые «проектные офисы» внутри ведомств наберут чиновников на постоянную работу. Предсказывают изменение тональности диалога с регионами, с которых федеральный Центр якобы будет спрашивать как-то еще строже.
Один из основных вопросов – как и через кого финансировать проекты, чтобы минимизировать потери. В пресс-службе Минфина «НГ» сообщили, что в правительстве идет проработка механизмов привлечения ВЭБа к исполнению майских указов президента. «Эта тема, в частности, обсуждалась в понедельник на совещании у первого вице-премьера – министра финансов Антона Силуанова.
В пресс-службе ВЭБа для «НГ» добавили, что Внешэкономбанк обсуждает вопрос докапитализации с финансово-экономическим блоком правительства. «Ее параметры прорабатываются. Докапитализация необходима для раскрытия потенциала ВЭБа как опорного института развития. Дополнительные ресурсы необходимы для стимулирования проектов развития по приоритетам, которые обозначены в майском указе президента. Для этого потребуется более тесная координация деятельности ВЭБа, существующих государственных институтов развития и частных инвесторов», – говорится в сообщении пресс-службы.
Вопрос докапитализации банка возник еще 24 мая, когда Владимир Путин предложил бывшему первому вице-премьеру Игорю Шувалову возглавить ВЭБ. Однако, прежде чем обсуждать суммы, Силуанов, судя по всему, хочет изменить подходы. Он заявлял, что для определения объемов и сроков докапитализации ВЭБа нужно провести детальное финансово-экономическое обоснование и понять, какой эффект для экономики дадут проекты, под которые запрашивается капитал.
По словам источника Интерфакса, на совещании обсуждали также, как координировать «на платформе ВЭБа» работу с другими институтами развития, например Российским экспортным центром, Фондом развития моногородов «ДОМ.РФ», Корпорацией МСП и Фондом развития промышленности. Возможно, речь идет и о централизации финансовых потоков на госпроекты, так как сейчас институтам развития принадлежат пять банков, что приводит к дублированию административных и управленческих функций, а кроме того, как отметил собеседник агентства, сейчас эффект от использования бюджетных средств «разный».
«Убытки ВЭБа в 2017 году составили 287,7 млрд руб., это в 2,6 раза больше, чем в 2016-м (112 млрд руб.). Во многом это результат проблемных активов, в частности, кредитования строительства объектов сочинской Олимпиады», – напоминает ведущий аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман. «Убыток ВЭБ по итогам 2017 года – небывалый, он сопоставим с суммой единоразовой выплаты пенсионерам в начале 2017 года, которая ключевым образом отразилась на макроэкономической статистике. На сегодняшний день без господдержки ВЭБ – банкрот», – сказал «НГ» профессор финансового менеджмента РЭУ имени Г.В. Плеханова Константин Ордов.
«Острота вопроса сейчас сглажена за счет господдержки и внутренней политики банка: долг по внешним заимствованиям сократился на 40% по сравнению с 2016 годом. В госбюджете заложено выделение ВЭБу 100 млрд руб. ежегодно в 2018–2020 годах. Таким образом, формирование корпорации развития станет идти параллельно с санацией банка. Второе будет зависеть от первого», – сказал «НГ» Марк Гойхман.
«ВЭБу удалось решить множество достаточно сложных задач, – соглашается доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов. – Часть проблемных активов, бывших на балансе банка во время прихода предыдущего главы ВЭБ (Сергея Горьков. – «НГ»), удалось перевести в более удобоваримую категорию. Часть задач, стоявших перед ним, он решил, но очевидно, что ставится задача финансировать гораздо более масштабные проекты, что и потребовало соответствующего руководителя».
«ВЭБ долго «зализывал былые раны», в течение десятилетия безотказно финансируя различные, в том числе и заведомо убыточные, госпроекты (в середине 2015 года объем убытков банка оценивался в 1,5 трлн руб.), – сказал «НГ» эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский. – Команда менеджмента во главе с Сергеем Горьковым осталась «недовостребованной», так как функции ВЭБа как государственного трансферно-проектного агента с успехом выполняли Сбербанк и ВТБ. Однако долго такая ситуация продолжаться не могла. Во-первых, чем более глубоким становится взаимопроникновение государства в проектные портфели крупнейших российских банков – тем выше риск усиления внешних санкций против последних. Внезапно в Кремле, видимо, осознали, что «мухи должны быть отдельно, а котлеты – отдельно». Слишком важны эти два банка как с точки зрения финансирования повседневных платежно-кредитных операций в коммерческом сегменте, так и в качестве «голубых фишек» отечественного фондового рынка».
Хестанов считает, что старые проблемы ВЭБа не помешают его новой роли. «Скорее всего ВЭБ будет выполнять техническую функцию. И весьма вероятно, что под эту задачу он будет докапитализирован. Сложностей не возникнет».
По мнению эксперта, вполне можно предположить, что финансирование всех инфраструктурных проектов в рамках майского указа пойдет только через ВЭБ. «Окончательно это станет понятно после того, как обозначит свою позицию Алексей Кудрин, поскольку он явно будет довольно плотно проверять целевой характер расходования средств в рамках этих задач».
Эксперты по-разному оценивают эффективость Игоря Шувалова во главе «перезагруженного» ВЭБа. «Назначение госчиновника главой финучреждения – не новая практика. В своё время такой же путь проделал Герман Греф, перешедший с поста министра экономики на должность главы Сбербанка. Однако у Грефа был сильный финансово-экономический бэкграунд, поэтому его переход получился органичным и бесстрессовым, рассуждает Владимир Рожанковский. - Игорь Шувалов – классический госчиновник, и тут Владимир Путин явно пошёл на рискованный эксперимент, чтобы удержать важного члена команды в своём окружении. Президент спешит ввести ВЭБ обратно в строй ещё и для того, чтобы подтвердить либо опровергнуть его собственное видение «людей из окружения» как фигур в стиле «на все руки мастер» (за примерами далеко ходить не надо – достаточно вспомнить чем занимались и ныне занимаются Татьяна Голикова и Виталий Мутко)».
«Приход Игоря Шувалова – знаковое событие со знаковой фигурой. Дело не только в его политическом весе, которым не обладал прежний глава ВЭБа Сербгей Горьков, сделавший немало для выправления кризисной ситуации, - говорит Марк Гойхман. - Главное в том, что у Шувалова есть заделы в проектах и координации институтов, которые он курировал в качестве вице-премьера и сможет продолжать в ВЭБе. В развитии «цифровой экономики» в соответствии с майским указом стоит вспомнить, что Шувалов курировал цифровизацию органов госвласти – Минфина, ФНС, Росреестра».
«Роль Шувалова отличается от роли "свадебного генерала", но для Шувалова это явное понижение, поэтому захочет ли он продолжить свою активность в статусе подчиненного и зависимого от решений правительства - большой вопрос, - продолжает Константин Ордов. – Возможно, осознав проблемы ВЭБа и соизмерив их с возможностями бюджета и экономики, за которую он отвечал, станет очевидным бесперспективность любых сверхусилий на этом поприще руководителя ВЭБ».
обсуждение