При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Мировой рынок нефти продолжает находится под влиянием ожиданий того, что дальнейшее повышение процентных ставок в США, крупнейшем в мире потребителе нефти, замедлит экономический рост и ограничит спрос на топливо.
К 11:40 МСК мартовские фьючерсы нефти марки Brent торгуются на отметке $79,3/барр, снижаясь на 0,5%. Февральские фьючерсы на нефть марки WTI сейчас торгуются на отметке $74,4/барр, снижаясь на 0,3%. В ходе торгов в понедельник цены на нефть поднимались более, чем на 2% из-за того, что в прошедшие выходные Китай открыл свои границы, что повысило прогнозы спроса на топливо. Но полноценного ралли цен пока не случилось, поскольку агрессивное повышение процентных ставок в США и Европе продолжает сдерживать общую деловую активность. Поэтому движения цен на нефтяном рынке не носят устойчивого характера.
Тем не менее, значительная доля новостей, определяющих ситуацию по энергоносителям исходит от КНР. Вчера стало известно, что Китай выдал вторую партию квот на импорт сырой нефти на 2023 год, в результате чего общий объем на этот год увеличился на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Согласно документу Министерства торговли, в этом раунде 44 компании (в основном независимые переработчики), получили 111,82 млн тонн квот на импорт. В сочетании с квотами на 20 млн тонн на 2023 год, предоставленными 21 нефтеперерабатывающему заводу в октябре, общий объем за этот год составляет 131,82 млн тонн по сравнению с 109,03 млн тонн, выпущенными в первой партии на 2022 год. Вторая партия квот на 2022 год была выпущена в июне прошлого года. Китай выделил квоты на 2023 год раньше, чем обычно, чтобы поддержать свою вялую экономику, побудив переработчиков увеличить объемы производства.
Другая тема, которая не благоволит сейчас росту цен на нефть и сдерживает спрос на топливо – довольно мягкая погода для зимнего времени года, установившаяся в декабре-январе в США и в Европе. Теплая погода и снижение цен на газ ослабляют ожидания, что потребители будут замещать текущей зимой природный газа нефтью и нефтепродуктами.
Согласно отчету об позициях, опубликованному ICE Futures Europe и Комиссией по торговле товарными фьючерсами США (СFTC), хедж-фонды и другие управляющие капиталом продали шесть наиболее важных фьючерсных и опционных контрактов, связанных с нефтью, на сумму, эквивалентную 12 млн баррелей, за неделю, закончившихся 3 января. Эти небольшие продажи начались после того, за предыдущие две недели как фонды приобрели позиции на 103 млн барр. Инвесторы сейчас гораздо более оптимистичны в отношении перспектив дистиллятов, таких как дизельное топливо и газойль, из-за их низких запасов, чем в отношении контрактов на сырую нефть. Бычьи длинные позиции по дистиллятам преобладают над короткими в соотношении 3,86:1 по сравнению с 3,06:1 по сырой нефти.
Bloomberg со ссылкой на Argus Media сообщает, что цена на Urals в порту Приморск на Балтийском море 6 января составила $37,80/барр. Цены на российскую нефть действительно сильно упали за последний месяц из- за логистических проблем. Цена CIF (Cost, Insurance and Freight) по нефти Urals в начале января 2023 г. составляла около $52,5/барр. При этом Bloomberg в своей статье видимо имел в виду цену FOB по нефти Urals. Следовательно, ценовой спред между FOB (free-on-board). Ценовая разница между Urals и Brent за месяц расширилась с $28/барр (01 декабря) до $40/барр (06 января). Столь значимое расширение ценового спреда объясняется ростом затрат на фрахт и страхование в условиях введенного 05 декабря эмбарго ЕС на закупку российской нефти, что приводит к увеличению логистических издержек на доставки российской нефти до азиатских покупателей. Другая причина столь значительного разрыва в цене нефти кроется в методике расчета основных налогов и пошлин в российском нефтегазовой отрасли, и они несколько отличаются от реальных экспортных цен.
Плюс к этому, многие сделки на поставки нефти из РФ сейчас ушли в «серую зону». Это подтверждается ростом теневого флота танкеров, перегрузках нефти в открытом море и других схемах, не попадающих в статистику, собираемую ценовыми агентствами, и практически не отслеживаемую данными сервисов отслеживания судов. Российские нефтяные компании считают, что такой большой дисконт неустойчив, поскольку связан с переформатированием поставок. Когда новые логистические цепочки сформируются, ожидается, что дисконт Urals относительно Brent сократится до $15-20/барр. По крайней мере российская нефть сорта ESPO (ВСТО), поставляемая по нефтепроводу Восточная Сибирь - Тихий Океан напрямую в Китай или в порт Козьмино для дальнейших танкерных поставок, продолжает торговаться немного выше текущего потолка цен ($60/барр).
Кстати, Bloomberg не исключает, что слишком резкое снижение цен на Urals может побудить Россию отреагировать сокращением добычи, что должно будет повысить цены на нефть. Другим следствием столь низких цен почти наверняка станет пересмотр странами Запада «ценового потолка» для российской нефти в середине января.
Нефть Brent
На приведенном ниже 4-часовом графике нефти марки Brent видно, что в ходе торгов в понедельник цена не смогла преодолеть отметку $81,5/барр и сейчас котировки быстро вернулись к средним уровням прошлой недели. Такая техническая пока не дает определенности: станут ли цены дальше восстанавливаться (на это указывают растущие ценовые минимумы) или же стоит ждать новых падений цены (стохастик развернулся и смотрит вниз). Сейчас ближайшая поддержка сместилась на $78/барр.
Золото
Растущий тренд по золоту, начатый в начале ноября 2022 г. продолжается и в начале января на фоне слабеющего индекса доллара. Традиционно начало года для золота является сильным периодом, и инвесторы зарабатывают на росте цен. Как видим, сейчас котировки золота достигли ближайшей цели роста – сопротивления в районе $1880/унц. Ближайший уровень поддержки сейчас сместился в район $1780/унц, при этом следующие цели роста расположены на 1970-2000 $/унц.
обсуждение