При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Крупнейшая частная нефтекомпания России Лукойл сменила вице-президента по поставкам и продажам нефти на фоне осложнений во взаимоотношениях с государственной Роснефтью, сообщили Рейтер три источника, знакомые с ситуацией.
По их данным, Валерий Субботин, владелец 0,0152% акций Лукойла, проработавший в компании 18 лет, в том числе последние девять - на позиции вице-президента, переходит на руководящую должность в торговую компанию Лукойла, Litasco, а его место уже занял Вадим Воробьев, бывший ранее вице-президентом Лукойла по нефтепереработке, нефтехимии и газопереработке.
Пресс-служба Лукойла отказалась комментировать кадровые изменения в компании. Рейтер попытался связаться с Субботиным по телефону и отправив просьбу о комментарии по электронной почте, однако он не ответил.
Лукойл - крупнейшая частная нефтяная компания РФ и вторая по объемам добычи в стране после Роснефти. Обе - основные и активные игроки на рынке нефти РФ, интересы которых не раз сталкивались в разных сегментах, будь то борьба за месторождения, активы или покупателей нефти и нефтепродуктов.
За последние два месяца Роснефть, воглавляемая Игорем Сечиным, давним соратником президента РФ Владимира Путина, провела целый ряд крупных сделок, в частности присоединив партнера Лукойла Башнефть, купив долю в крупнейшем индийском НПЗ Essar и организовав продажу акций самой Роснефти.
Сечин смог в короткий срок обеспечить продажу 19,5 процента Роснефти суверенному фонду Катара и трейдеру Glencore, выручив крайне необходимые российскому бюджету 10,5 миллиарда евро. И хотя наблюдатели сомневались в эффективности сделки, Путин похвалил усилия главы Роснефти, который в ответ сказал, что сделка стала возможной только благодаря личному вкладу Путина.
Ранее, в процессе присоединения Башнефти Сечину удалось преодолеть сопротивление сделке в высших эшелонах власти.
Так, бывший министр экономического развития России Алексей Улюкаев, арестованный 15 ноября по обвинению в коррупции, в июле называл Роснефть "ненадлежащим покупателем" для Башнефти, передавали российские госагентства. here
Один из источников Рейтер связал уход Субботина с последствиями проигрыша Лукойлом борьбы с Роснефтью за контрольный пакет Башнефти.
"Лукойл тесно сотрудничал с Башнефтью, очень хотел ее купить, но Роснефть, получается, встала поперек дороги, а после сделки начала сразу перекраивать схему продажи нефти, естественно, не в пользу Лукойла. Хороших отношений тут быть не может", - сказал один трейдер на рынке нефти РФ.
Субботин отвечал в Лукойле за выстраивание торговой политики компании на внутреннем рынке и при поставках нефти на экспорт.
12 октября 2016 года пресс-секретарь Роснефти Михаил Леонтьев сообщил в эфире телеканала Дождь, что у Роснефти масса вопросов к Башнефти и её операционной деятельности, в том числе по вопросам по реализации нефти между Лукойлом и Башнефтью here
Роснефть на запрос Рейтер сообщила, что «логистическое обеспечение активов Башнефти будет осуществляться в первую очередь исходя из экономической целесообразности. В настоящий момент у компании есть действующий контракт. Изменение его параметров возможно – исходя из требований своего бизнес-плана Роснефть определит оптимальные маршруты поставок производимой продукции».
СОГЛАСЬЯ НЕТ
В ходе приватизации Башнефти Лукойл уступил Роснефти актив и практически вышел из гонки к моменту решения о продаже пакета. После получения контроля над Башнефтью Роснефть с особенной тщательностью подошла к разрыву всех контрактов башкирской компании с Лукойлом.
Так, с ноября Роснефть прекратила закупать у Лукойла нефть для башкирских НПЗ Башнефти, хотя Лукойл был крупнейшим поставщиком, отгружая порядка 500.000 тонн нефти в месяц.
При этом Роснефть не расторгла контракт на поставку нефти для башкирских НПЗ с Газпромнефтью, хотя объем закупок в рамках этого соглашения был существенно ниже - менее 50.000 тонн в месяц.
Нерешённым вопросом после присоединения Башнефти к Роснефти остается схема сбыта нефти с месторождений им. Требса и им. Титова, оператором которых является Башнефть-Полюс, в которой Башнефти принадлежит 74,9 процентов, а Лукойлу - 25,1, утверждают трейдеры.
Нефть с месторождений поступает в трубопровод Харьяга-Варандей до терминала Варандей, вся инфраструктура принадлежит Лукойлу, и отгружается в составе смеси Varandey Blend. Маркетингом сырья с начала поставок занимается Litasco.
Контракт на поставки в адрес Litasco действует лишь до конца 2016 года, но альтернативных маршрутов поставки нефти с Требса и Титова на данный момент нет, говорят источники в отрасли.
"У Роснефти не очень много вариантов: либо мирно продолжать сотрудничать с Litasco и пользоваться инфраструктурой Лукойла, либо пытаться выкупать всю инфраструктуру в Варандее, хотя Лукойл вряд ли захочет ее продавать", - говорит источник в отрасли.
По его словам, в последний месяц именно экспорт нефти с Требса и Титова является самым острым вопросом в отношениях Роснефти и Лукойла.
"С Требса, похоже, все сложно: сроки поджимают, Сечин совсем не хочет поставлять нефть через Лукойл, а альтернатив нет, как нет и денег. Месторождение при этом в активной фазе разработки, если добычу останавливать из-за разногласий - это провал", - сказал один источник в отрасли, знакомый с ходом переговоров.
Участники рынка также опасаются, что смена топ-менеджера, отвечавшего за поставки нефти, может вызвать сокращение поставок сырья на внутренний рынок РФ.
"Лукойл много нефти направлял на внутренний рынок, а теперь неясно, сократятся эти поставки или нет. Сейчас, во всяком случае, те компании, которые работали с Лукойлом по схемам замещения, на январь ничего не получили", - сказал один из трейдеров.
Лукойл поставлял на внутренний рынок РФ порядка 700.000-800.000 тонн нефти в месяц.
обсуждение