При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Альтернативная модель капитализма.
Одним из интересных направлений развития экономической теории в последние годы стало продвижение группой исследователей во главе с Андриасом Нёлке (Andreas Nölke) идеи «зависимого от государства капитализма» в крупных развивающихся странах как альтернативы рыночной модели капитализма и иным моделям, характерным для развитых стран. Наверное, о этих чисто академических дискуссиях не имело бы смысла рассуждать в ФБ, если бы не те пугающие изменения, которые на наших глазах происходят с финансовой системой этих стран.
Вот, что, например, сегодня пишет WSJ о несколько неожиданных изменениях в Народном банке Китая (НБК). Центральный банк Китая никогда не был политически независимым в западном смысле слова. Например, для принятия решения о снижении ставок НБК требуется получение предварительного одобрения правительства. Тем не менее, до сих пор он пользовался особым статусом в экономической иерархии страны и старался быть предсказуемым для участников рынка.
Теперь это стало меняться. Вопреки подававшимся прежде сигналам о сохранении жесткой ДКП, на этой неделе, как пишет WSJ, под давлением политического руководства страны, обеспокоенного замедлением экономического роста, НБК заявил, что снизит требования к резервам банков, фактически предоставив больше денежных средств для банковского кредитования. До этого 3 декабря, в пятницу, премьер-министр Ли Кэцян практически отменил рекомендации, объявленные ранее НБК, пообещав снизить соотношение резервов и требований, чтобы поддержать экономику, в видеозвонке с управляющим директором МВФ Кристалиной Георгиевой.
Кроме того, центральный банк и другие финансовые учреждения подверглись пристальному вниманию политического руководства страны, взявшего курс на сдерживание капиталистических сил в экономике. В последние недели инспекторы КПК по дисциплине из главного антикоррупционного агентства Китая посетили штаб-квартиру центрального банка в центре Пекина. Официальные лица пояснили, что инспекторы задавали вопросы, просматривали документы и принесли необычно суровый сигнал: Пекин не терпит любых разговоров о независимости центрального банка; денежно-кредитный орган, как и любая другая часть правительства, подчиняется партии. Проверки в НБК начались еще ранее, этой осенью. Изучалось, не стали ли эти государственные финансовые органы слишком дружелюбными с частными фирмами, не проявили ли они небрежности в учете рисков, исходящих от частных компаний, таких как как Ant Group и China Evergrande Group.
Инспектора дисциплинарной комиссии КПК читают лекции сотрудникам НБК. По словам некоторых из присутствовавших на лекциях, их идея заключалась в том, что какую бы макро-экономическую дисциплину ни старался поддерживать центральный банк, она будет вторичной по сравнению с необходимостью выполнять то, что требует партийное руководство.
Размышляя об теории Андриаса Нёлке, думаю, что обсуждавшиеся у нас Стратегия-2030 и ОНРФР-2024, к сожалению, в значительной мере стали инструментами ведомственного развития, формирования вокруг Банка России своей собственной экосистемы. Мне кажется, что такое расширение функций повышает риски центрального банка в части его основных целей и независимости. И даже академические исследователи замечают тренды в сфере зависимого от государства капитализма. Рассмотренная статья в WSJ конкретизирует эти мысли.
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/ae.abramov
обсуждение