При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Частный бизнес, зависящий от частного же спроса, ждут нелегкие времена.
Очередная порция отрезвляющих цифр.
Глобальное маркетинговое агентство NielsenIQ замерило степень падения потребительского спроса в разных странах. Если в среднем по миру от пандемии финансово пострадали 46% потребителей, то в России – 53%. И даже те, кто не пострадал, экономят на покупках сильнее, чем прежде.
Что из этого следует? То, что частный бизнес, зависящий от частного же спроса, ждут нелегкие времена. И то, что государство наше просто не может сохранять прежнюю модель «нефть в обмен на бусы».
Если мы все-таки планируем расти чуть быстрее, чем оживает мировой рынок сырья (а нам это критически необходимо), то придется выбирать одну из двух базовых моделей развития.
Первая – низкие издержки и ставка на внешние рынки (как Китай). Но тогда это годы низких зарплат и отставания в уровне жизни. Да и не получится у нас потеснить на этом пути азиатские страны.
Вторая – развитие за счет потребительского спроса на внутреннем рынке. Чем выше оплата труда населению, тем быстрее растет экономика. Но как этого достичь? Очень просто. Снизить все другие издержки: налоги, тарифы на свет, газ и др., проценты по кредитам. Естественно, уменьшить коррупционную и административную ренту. Здесь у нас огромный резерв возможностей, который сегодня работает не на страну, а против нее.
Естественные монополии и госбанки не должны быть центрами прибыли, они должны работать как чисто сервисные компании, а основную часть доходов пускать в рост. Природная рента тоже должна работать на инвестиции, прежде всего через государственные институты развития.
Ну и самый главный резерв - в повышении производительности труда. Государство должно целенаправленно стимулировать и приток массовых базовых технологий в традиционные сектора экономики, и рост высокотехнологичных «единорогов».
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/boris.titov.92
обсуждение