При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Либерализация цифровой экономики в Белоруссии, падение экономики в ноябре, рынки на исторических максимумах, но не все и многое другое.
Нет, в этом дайджесте вы не найдёте истории про обезьян и $700 млрд, а также переделанных «под биткоин» детских стихов и тому подобных артефактов. Просто потому, что крипта жила, живёт и будет жить. Пена сойдёт, а способы обхода жёсткого регулирования останутся. Потому что они будут востребованы всегда. Аргументы? Пожалуйста!
- Вы бы, ребята, больше думали о том, что произошло вчера. А вчера произошло то Историческое событие, о чём я много раз предупреждал. Россия подписала двусторонние соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией с огромным числом стран. При этом обмен неожиданно будет не с 18 года. а с 17! То есть задним числом. По идее это должно было спровоцировать новый виток роста цен на крипту. Просто народ ещё не до конца осознал. Осознает - снова в крипту полезет, - пишет Евгений Коган.
Либерализация по-белорусски
Тем временем Белоруссия открыла двери цифровой экономики, но своим, особым белорусским способом. Согласно декрету президента РБ «О развитии цифровой экономики», который, конечно же, никто не читал, а только ставил лайки, крипту легализовали только для резидентов Парка высоких технологий. Но это не всё. Для организации криптообменника потребуется внести депозит в банки РБ в сумме около $100 тысяч и около $500 тысяч для платформ и бирж.
- Зная специфику РБ, с этими суммами нужно проститься навсегда, поскольку вернуть их и вывести из РБ вы вряд ли когда-нибудь сможете. По крайней мере, это будет крайне непросто. В РБ действует жёсткий режим валютного контроля, поэтому доходы, полученные резидентами ПВТ, конечно не облагаются налогами и заходят в РБ свободно, однако не очевидно, что, зайдя в РБ, эти доходы смогут из РБ также свободно выйти. Также нужно не забывать о статье 225 УК РБ «Невозвращение из-за границы валюты». Т.е. схема типа «фирма в РБ заказывает майнинг на дешёвом электричестве в РФ, намайненное в балансе не отражает и прячет в тайных кошельках, а проданное уводит в офшор на BVI» даст владельцу фирмы в РБ штраф и три года тюрьмы, - внимательно прочитал Декрет от Батьки Юрий Трубецкой.
И по Дурову
Судя по всему, в наступающем году мы увидим самое масштабное ICO всех времён и народов – в смысле принадлежности к той самой цифровой экономики. А так, глядишь и Saudi Aramco вместо IPO пойдёт на ICO. Павел Дуров собирается выйти на ICO со своим Telegram.
- На самом деле, сейчас основным конкурентным преимуществом Telegram является надёжность и тайна переписки. Последнее - во многом базируется на репутации, потому что доказать факты сотрудничества с властями, чем доказать обратное. Просто подозрений иногда может быть достаточно, если случаев таких довольно много. Иное дело - технологии шифрования и распределённый реестр. При умелом подходе проект может иметь безграничный потенциал синергии глобальной социальной сети с встроенным безопасным мессенджером и платёжного сервиса с функциями разного уровня защиты, где криптозащиту можно будет использовать для отдельных транзакций, - пишет Данила Бабич.
Так что жизнь продолжается. Правда, как нам давно твердит Павел Рябцев, пока продолжается. Потому что сейчас S&P 500 находится на самом высоком уровне с момента своего основания (1957) относительно выручки корпораций:
- Сейчас 2,22, что на 10% выше, чем в момент пузыря доткомов! Так дорого не было никогда! По историческим меркам, компании вышли на свой предел рентабельности – около 10%, что означает невозможность наращивать прибыль существенно быстрее выручки, которая … да-да, растёт не более 1% в год. В целом пространство для повышения эффективности и маржинальности бизнеса равно нулю или около того. Вот читаешь все эти традиционные новогодние отчёты инвестбанков с оценкой 2017 и перспективами на 2018 и задаёшься вопросом. Сколько героина нужно было хапнуть и/или насколько нужно было утратить профессиональную этику, чувство рассудка и порядочности, чтобы нести такую откровенную дичь, наполненную вдоль и поперёк истерическим оптимизмом?! Как минимум 9 из 10 не видят ничего необычного и считают, что все продолжится так, что рисков нет совсем. Они там совсем с ума что ли посходили? Им двукратного бафа рынка за 5 лет недостаточно, ещё захотели? Видимо в 2018 возврат в реальность всем этим воодушевлённым за щеку то напихает, как уже неоднократно было.
Вечнозелёные, говорите?
Впрочем Илья Азовкин, спешит напомнить, что не все «индексы растут всегда».
- Начнём с лидера, с Германии. Если брать отсчёт с пика 2000 года, то DAX за почти 18 лет вырос на 60%. И это мы говорим о лидере еврозоны и об одной из самых эффективных экономик мира.
Франция. В 2000 году пик по CAC 40 был на уровне 6800. Сейчас у нас на носу уже 2018 год, а CAC40 - 5300. А сколько у нас денег ЕЦБ отпечатал за последние годы? Баланс ЕЦБ достиг уже 4.5 трлн евро. А французские акции как-то не хотят расти и всё.
Италия. Пик 2000-ого года на уровне 48000, а сейчас спустя 18 лет 22000 пунктов.
Великобритания. FTSE All Shares в 2000 году пик был на уровне 3100, а сейчас спустя 18 лет индекс 4200 пунктов. Рост на 30% за 18 лет!
Вывод очевиден, на мой взгляд. Никаких вечнорастущих акций не бывает. У любой компании есть этап зарождения, быстрого развития, потом стагнация и в конце банкротство. Мне кажется, что те, кто не особо погружен в биржевые дела, а инвестировать лишнюю денежку очень хочется, нужно дожидаться сильных провалов и на них покупать 10 -15 акций лидеров в разных отраслях. И через какое-то время их надо не забыть продать. А то можно пересидеть и на руках уже будут не акции лидера, а акции банкрота.
О стратегии Сбербанка
Александр Абрамов тоже излагает едкие аргументы, но про самую популярную среди инвесторов в России бумагу – Сбербанк, точнее про его «Стратегию-2020».
1) Стратегия стала менее детальной. Из стратегии выпали задания по сокращению численности сотрудников и офисов, не убедительны цели по глобальной экспансии банка, стратегия больше стала напоминать рекламный буклет, а не программу развития.
2) Чувствую, что в вопросах стратегии меняется отношение руководства Сбербанка к общественному мнению, к жителям страны, являющимся пока при скромных успехах банка в части глобальной экспансии его главными клиентами. Факт презентации Стратегии 2020 в далёком Лондоне весьма показателен. Когда принимали и разрабатывали Стратегию 2018, сберовские чиновники высокого ранга не стеснялись приходить в Вышку и другие российские ВУЗы с объяснениями этих стратегий, активно выступали в российских СМИ о своих планах. На днях обсуждал какие-то вещи из этой стратегии с небольшим коллективом магистров в РАНХиГС, часть из них уже учится и работает в Сбере. На какие-то критические замечания они деликатно сказали, что Стратегия вообще-то это внутренний документ частного банка, стремящегося зарабатывать прибыль. Поэтому, дружный коллектив «частного» банка не очень-то нуждается в советах и мнении извне по этой самой стратегии. Совсем не исключаю, что это веяние новой корпоративной культуры большого «частного» банка.
3) Мне кажется, что совершенство формы данной стратегии сочетается с очень отсталым восприятием рынка финансовых услуг (на уровне США где-то начала 1970-х гг.). Прочитав стратегию до конца, я понял для себя главное: до 2020 г. не смогу покупать финансовые продукты и услуги также просто, как покупаю обычные товары где-нибудь в Ашане или ином крупном супермаркете. В одном магазине, продукты разных производителей, при использовании по выбору услуг реально независимых инвестиционных консультантов. И слова фидуциарные стандарты деятельности в Стратегии -2020 тоже не нашёл.
В ноябре экономика падала
А пока Сбербанк ищет новые каналы и форматы общения с публикой, ВВП страны рушится.
- Статистика за ноябрь не оставляет сомнений, что в ноябре мы имели не просто замедление экономики, а её падение. В декабре годовая динамика ВВП вернётся в положительную область (рост в пределах 0.5%), хотя промышленное производство, скорее всего, останется в минусе. В 4-м квартале рост ВВП будет в пределах 0.3-0.6%, а по году мы выходим на 1.3-1.4% роста экономики, - пишет Кирилл Тремасов.
Экономическое чудо за авторством Якова Миркина
Вероятность, что Россия продемонстрирует экономическое чудо равна 5-10%, считает Яков Миркин.
- Во всех случаях «экономического чуда» у него был автор – либо первое лицо государство, либо неформальный, закулисный лидер, либо лицо, поддерживаемое теми, кто принимает ключевые решения.
Административная политика. Тренд к прекращению «дружеского капитализма» и негативного кадрового отбора. Команды «сильных». Сужение доли репрессивных, санкционных элементов в системе регулирования, резкий рост стимулирующих. Администрация роста, с особыми полномочиями в скорости решений (мимо избыточных согласований) как «управляющий развитием», координатор экономической и финансовой политики, менеджер ключевых проектов. Сокращение корпуса правил, санкций, массива надзора, управленческого аппарата на треть.
Макроэкономическое программирование. Покровительство ключевым точкам роста. Проектное управление в ключевых точках не на словах, а на деле. Борьба с коррупцией без исключений из правил. Судебная реформа, усиливающая независимость судов и судей в них. Последовательная гуманизация уголовного законодательства и практики правоприменения, связанных с экономическими преступлениями. Прекращение тренда к закрытию информации. Отказ от кампаний по «борьбе» (финансовые институты, деоффшоризация и т.п.) – нормализация экономики приведёт к тотальному оздоровлению в любой сфере, к ненасильственному возврату капиталов в Россию.
Экономическая политика. Прекращение тренда к огосударствлению, к упаковыванию активов в вертикали, к их упрощению, к концентрации собственности на землю и прав на природные ресурсы. Приватизация, в первую очередь, в пользу среднего класса. Ясное обозначение тенденции к демонополизации, к выводу избыточных и непрофильных активов из собственности государства, госкорпораций и крупнейших компаний с государственным участием. Максимум имущественных льгот и упрощений в пользу среднего и малого бизнеса, фермерства. Таможенно-тарифная политика: максимальное стимулирование локализации производства, несырьевого экспорта.
Региональная политика. Отказ от политики сверхконцентрации ресурсов и собственности в Москве и Московском регионе, а также в ограниченном числе крупных агломераций. Предупреждение опустынивания регионов, курс на выравнивание условий и качества жизни по всей территории России. Политика восстановления прежде всего центральной и северо-западной России, ее исторического ядра. Отказ от сверхзатратных точечных инвестиционных проектов, связанных с избыточной затратой ресурсов и не приводящих к росту качества жизни на значительных массивах территории России. Программы помощи регионам - зонам национального бедствия (с крайне низкими продолжительностью жизни и доходами населения).
Финансовая политика. Реализация на деле бюджетного федерализма (рост доходной базы регионов, преодоление, со всей осторожностью, тренда к концентрации доходов и ресурсов в федеральном центре). Переход со всей осторожностью к денежно-кредитной политике, стимулирующей рост производства, модернизацию и расширение внутреннего спроса, прежде всего в регионах, в малом и среднем бизнесе, в массовой ипотеке. С этой целью использование специализированных механизмов рефинансирования Банка России (рефинансирование портфелей кредитов малому и среднему бизнесу, выданных региональными банками, с учётом требований к качеству активов, рефинансирование обязательств в области проектного финансирования, рефинансирование массовой жилищной ипотеки и т.п. под сниженный процент, с ограничением процентной маржи, с которой выдаются кредиты). Подавление немонетарной инфляции на основе цен и тарифов, регулируемых государством, устанавливаемых по формуле «инфляция минус».
Осторожный переход к политике умеренно слабого рубля в сравнении с долларом, евро и юанем, используя инструменты рыночного (сделки ЦБР) и административного регулирования (нормы, нормативы, правила), имеющиеся в распоряжении центрального банка. Снижение фискального бремени, прежде всего за счёт сильных, простых в применении налоговых стимулов, подвигающих бизнес к росту, модернизации, принятию рисков новых проектов. Ускоренная амортизация. Обращение не менее трети средств, выводимых ранее государством за рубеж (внебюджетные фонды, международные резервы) на вложения во внутреннюю экономику и развитие собственного финансового рынка. Рост доли государственных инвестиций на софинансирование с частным сектором производительных инвестиций (ГЧП, специальные инвестиционные контракты и т.п.).
Источники роста. Рост финансовых ресурсов, оставляемых в распоряжении бизнеса (ускоренная амортизация, снижение налоговых изъятий). Кредиты в развитие производства (обычный механизм целевой кредитной эмиссии, на котором устроена денежная и банковская сфера). Увеличение налоговой базы и доходов бюджета при переходе экономики к ускоренному росту. Увеличение прямых иностранных инвестиций (несмотря на санкции, капиталу невозможно устоять перед рынком, растущим с «космическими» скоростями). Ненасильственный, добровольный возврат капиталов, основанный на снижении рисков, налогового и регулятивного бремени, резком улучшении инвестиционного климата. Превращение России из страны, вывозящей из года в год капитал, в крупного импортера долгосрочного капитала.
Целевые ориентиры. В итоге осуществления политики - выход на устойчивую, долгосрочную траекторию роста в 5 – 8%. Норма накопления – 30 - 34% ВВП. Рост – всё менее сырьевой. Новая индустриализация. «Замораживание» внешних конфликтов (невозможно устоять перед экономикой и рынком, которые растут с такой скоростью). Активный трансфер технологий и мозгов в Россию.
Налоговая нагрузка – 28-32% ВВП, конечное потребление государства – 14-15% ВВП. Монетизация (М2/ВВП) осторожно растёт с 40-45% до 80-100%. Насыщенность кредитами до 70-80%. Инфляция (не только розничная, но и в оптовых ценах), процент снижаются до 2 – 4%. Валютный курс - стабилизация сначала в районе 68-70 руб./долл., затем всё медленней, в меру ослабления инфляции, годами ползёт ниже к 75-90 руб./долл. и т.д. Рубль - «умеренно ослаблен» к доллару и евро. Капитализация рынка акций – до 100-120% ВВП. Огосударствление падает с 50- 60% до 20-30% экономики. Взрывной рост прямых иностранных инвестиций. Доля инвестиций через офшоры сокращается с 70-80% до 20-30%. Уверенный рост доли среднего и малого бизнеса в ВВП, производительности труда, реальных доходов населения. Россия, бывшая последнюю четверть века чистым экспортёром капитала, становится на 10 – 15 лет чистым импортёром капитала, прежде всего в части прямых иностранных инвестиций.
Только этот сценарий смешивает все карты на столе. Он даёт возможности смягчить, а в будущем - урегулировать геополитические конфликты. Он создаёт ту энергетику в России, которая «съедает» все риски, оставляет людей и капиталы дома, собирает вокруг Москвы бизнесы и государства и делает невозможной саму мысль об отъезде. Из удачного проекта не уходят и не уезжают. В него стремятся.
обсуждение