При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В последнее время развернулась дискуссия вокруг оплаты по QR-коду.
Все участники рынка начали делать свои QR-коды, чтобы население могло, как раньше, оплачивать покупки телефоном. Российский финтех даже объединился в консорциум (пока в нем Альфа, Т-Банк и Сбер), чтобы создать свое решение. Судя по составу участников — это уже более ⅔ рынка. НСПК (оператор «МИР» и «Системы быстрых платежей») пошли делать свое решение… И тут есть нюанс.
В своем решении банковский консорциум делает упор на собственных pay-сервисах: когда покупатель, отсканировав QR-код, проваливается на платежную страницу, и там оплачивает, выбрав кнопку своего банка — те самые SberPay, T-Pay и тд. В QR-коде НСПК основной упор идет на СБП.
А теперь давайте разберемся, как работает кэшбек и откуда его начисляют? Для этого стоит рассмотреть всех действующих лиц операции «покупка»:
- Продавец: с каждой оплаты картой платит комиссию банку-эквайеру.
- Банк-эквайер: получает комиссию от продавца.
- Платежная система (в нашем случае — «МИР»): получает копеечку с операции.
- Банк-оператор карты: получает часть комиссии от банка-эквайера.
- Покупатель: получает кэшбек, который ему дает банк-оператор карты.
Но все это работает при оплате картой или pay-сервисом банка. Оплата QR-кодом идет через СБП как бы со счета на счет, минуя эквайринг. Из-за этого банкам попросту нечем поделиться со своим клиентом, поэтому «натуральный» кэшбек за такие операции отсутствует. Продавцы, конечно, экономят на эквайринге, однако скидки для покупателей на товар при оплате по СБП скорее редкость, чем норма.
Какой выход?
Пойти путем конкуренции и предоставить участникам рынка возможность развития собственных решений или сделать унифицированный QR-код только через инфраструктуру НСПК? Пока что чаша весов, судя по всему, склоняется к последнему. Но выиграет ли этого потребитель — вопрос открытый.
Telegram канал автора: https://t.me/s/bitkogan
обсуждение