При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В конце 2020 года на рынке появятся на продажу алмазодобывающие активы.
Интересные явления мы наблюдаем на алмазном рынке. Текущий рукотворный мировой кризис имеет все шансы довольно сильно изменить ландшафт мировой алмазной индустрии. Я сейчас не говорю о том, что сильно изменятся привычки богатейших людей в потреблении товаров лакшери (там будут изменения, но эволюционные, а не революционные – от покупки бриллиантов, продукции LVМН и самолётов с яхтами это сословие не откажется никогда), я хочу обратить внимание на предприятия, добывающие алмазы.
Из-за того, что сегодняшний кризис, вызванный эпидемией, заставляет физически изолироваться целые страны и регионы, товарооборот в мировой алмазной трубе встал и перспективы его восстановления сейчас предсказать никто не может – до тех пор, пока Индия, как основной участник натурального оборота камней, не выйдет из карантинных мер, говорить о сроках восстановления алмазной индустрии преждевременно. Плюс к этому алмазные площадки Антверпена практически не работали три месяца и сейчас только начинают восстанавливать торговую активность.
Всё это привело к масштабной потере ликвидности в мировом алмазопроводе и поставило отдельные предприятия на грань выживания. Если флагманы индустрии De Beers и Алроса могут себе позволить практически остановить торговлю и потратить появившееся свободное время на оптимизацию производственных процессов и повышение эффективности работы (о чем оба заявляют в своих пресс-релизах), то предприятия не высшей, а первой лиги столкнулись с проблемами, которые требуют серьёзных изменений для выживания.
Очень интересно понаблюдать за судьбой трёх алмазодобывающих компаний, сильно разнящихся по истории, географии, но похожих по объёмам добычи и реализации камней. Это Petra Diamonds, Dominion Diamond Mines и AGD Diamonds – это три лидера «первой лиги», которые могут ощутимо изменится за время выхода из кризиса. Я не буду сейчас описывать бизнес-профили каждой компании, вы их легко найдёте в открытых источниках, я обращу внимание на другое: Petra и Dominion фактически выставили свой бизнес на продажу из-за остановки денежного потока, а AGD (хоть и чувствует себя хорошо с точки зрения производства и финансов) из-за претензий ФАС к сделке трёхлетней давности, сейчас повисла между тремя своими потенциальными акционерами – Открытие, ВТБ и Лукойл, как они между собой договорятся, тому и будет принадлежать AGD (и для каждого AGD будет «непрофилем»).
К чему я? К тому, что в конце 2020 года на рынке появятся на продажу алмазодобывающие активы с общей мощностью ~ 15 млн карт в год, с потенциалом реализации ~ $ 1,3 млрд и с диверсифицированной географией (Африка, Канада, Архангельская область России).
Я не удивлюсь, если появится смелый инвестор, который рискнет и готов будет потратить вполне подъёмные деньги на подобную консолидацию с целью создать в 2021 году игрока №3 на алмазном рынке. De Beers и Алроса должны всерьез просчитывать такую вероятность и опасаться реализации такого сценария: каждый из трёх вышеперечисленных имеет свою собственную эффективную систему продаж, основанную не на сайт-холдерах, как у обоих лидеров, а на регулярных рыночных аукционах, с гораздо более простым регулированием – это позволит новому потенциальному конкуренту вести себя на рынке гораздо мобильнее и отжирать доли за счёт высокой эффективности продаж.
Откуда может появиться такой агрессивный и смелый инвестор? Если появится, то скорее всего из Дубая – местные диамантёры спят и видят как перехватить у Индии часть мирового алмазного путепровода, а создание такого игрока как нельзя лучше отвечает этим интересам.
Так что в небольшом, но специфическом, мировом алмазном рынке могут произойти интересные изменения – давно там не было таких условий для ландшафтных сдвигов.
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/igor.kulichik
обсуждение