При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Циклы Кондратьева. Переосмысление и обновлённый взгляд.
Первую часть для общего ознакомления с теорией Кондратьевских Циклов можно почитать здесь – https://maxperfiliev.livejournal.com/628.html.
В данном же посте представлено продолжение.
Долгие размышления и некоторые новые данные заставили меня пересмотреть датировку посткондратьевских волн (4-я и 5-я).
Кондратьев начал изучение циклов с анализа индекса товарных цен. Но цена, как характеристика спроса, имеет свои недостатки. Она может подвергаться манипуляциям – как со стороны государства, так и со стороны монополий/олигополий. Кроме того, цена всегда выражена в какой-то валюте. А валюта имеет свойство обесцениваться по тем или иным причинам. Например, в 1933 году американские власти частично отвязали доллар от золота, а точнее – скорректировали его курс (сопровождалось это конфискацией драгоценного металла у населения, кстати). За тройскую унцию стали давать уже не 20, а 35 зеленых бумажек. То есть валюту попросту девальвировали. Это естественным образом привело и к росту товарных цен. Котировка нефти резко подпрыгнула с 0,67$ в 1933 г. до 1$ в 1934 г. В дальнейшем в 1950-60-ые годы американские нефтяные компании старались контролировать динамику цен на топливо. Но в 1970-ых начала разваливаться Бреттон-Вудская система – из-за того, что рост денежной массы (необходимый для торговли) превышал золотой запас. Это было похоже на взрыв – когда сжатая энергия вырывается наружу. Данная девальвация уже была намного более заметной. Подобные ситуации напоминают нам, что цены могут расти не только из-за роста спроса. С другой стороны в 1973-74 гг. мир столкнулся с нефтяным кризисом – тогдашняя ОПЕК прекратила поставки нефти в страны Запада за то, что они поддержали Израиль в очередной войне на Ближнем Востоке. А в 1979-ом произошла знаменитая Исламская Революция в Иране, когда персы выперли из страны проамериканского шаха, причем сразу же после этого в 1980-ом вдобавок ко всему началась еще ирано-иракская война. Все это – типичная борьба за ресурсы, характеризующаяся и ростом спроса на сырье. И как здесь отделить одно от другого – то есть девальвацию валюты от роста спроса?
Отдельные экономисты подсчитали индекс товарных цен с середины 18 века до наших дней.
Картинка 1.
Взято вот отсюда – https://ritholtz.com/2012/04/crb-index-back-to-1749-present/.
Как видно, после Великой депрессии пики роста стали наблюдаться чаще, почти в 2 раза. Если до этого промежуток между ними составлял 50-60 лет, то с 1920-го – каждые 30 лет. И если раньше – во времена Золотого стандарта – цены после стремительного роста возвращались обратно к прежним значениям, то с развалом Бреттон-Вуда они стали выходить на новый уровень. Так сказывается эффект необеспеченности денежной массы (и денежной базы).
Можно было бы обратиться к показателю ВВП, которым обычно измеряется объем экономики. Но и этот показатель имеет свои изъяны. Например, известно, что в развитых странах рост ВВП меньше, чем в развивающихся – он естественным образом замедляется с течением времени. Кроме того, по Кондратьеву повышательная фаза характеризуется военной активностью, борьба за ресурсы приводит к конфликтам. Причем как к внешним, так и к внутренним – революциям, мятежам и гражданским войнам. В это время подсчет ВВП может давать не совсем адекватные значения. Но я все-таки приведу данные по мировому ВВП от Всемирного Банка.
Картинка 2.
Кажется, в 1960-70-ые рост был несколько выше, чем в последующие годы (запомним это).
Пожалуй, есть смысл пытаться определять Циклы Кондратьева прямо по спросу на основные ресурсы и товары. Сам Кондратьев так и делал – например, определял выработку чугуна, свинца и потребление минерального топлива, причем на душу населения. Но товары, в том числе сырьевые, имеют особенность терять свою актуальность на длительных промежутках времени. Скажем, в начале 20 века большой популярностью пользовался уголь. Но затем начали переходить на нефть и более экологичный газ.
Картинка 3.
Наверное, стоит обратить особое внимание на потребление энергии в целом. Причем опять же на душу населения. Такие подсчеты есть – https://www.e-education.psu.edu/earth104/node/1347.
Картинка 4.
Наверняка и здесь могут быть какие-то подводные камни. Например – повышение энергоэффективности. Однако интересно, что пики потребления первичной энергии в 1920-ом и 1980-ом полностью совпадают с пиками товарных цен. Не совсем ясная ситуация с периодом 1850-70 гг. Вот здесь – https://ourworldindata.org/grapher/global-primary-energy и здесь –https://ourworldindata.org/grapher/world-population-by-world-regions-post-1820 можно посмотреть данные и самому попытаться высчитать потребление энергии на душу населения. Было явное снижение в 1830 г. Затем рост 1840 г. Снова снижение в 1860 г. Но зато довольно хороший рост в 1870 г. (1860-70 гг.).
Не менее интересными, на мой взгляд, выглядят и следующие картинки:
Картинка 5. Реальные цены на продуктовое сырье.
График зашумлен. Некоторые товары имеют свою особую динамику. Но в целом все-таки наблюдаются явные акценты в 1855-60 гг., в 1915-20 гг., и в 1975-80 гг. Я еще отдельно выделил:
Сахар – Картинка 6 (самый красивый).
Рожь – Картинка 7.
Пшеница – Картинка 8.
Пальмовое Масло – Картинка 9.
Как видно, пики цен в одних и тех же местах. Только есть своя специфика. Кое-где еще наблюдаются всплески в 1880 г., и особенно в 1950-ом. Но красивее всего смотрится график нефти.
Нефть – Картинка 10.
Cамые значительные пики в 1860-ом, 1920-ом и 1980-ом (плюс/минус пару лет). По поводу роста в 2008 я поясню ниже. А пока дам ссылку – https://ourworldindata.org/food-prices . Там можно найти источник данных (если не лениться). Ой, ну, ладно, так уж и быть, дам ссылку и на источник данных – http://www.sfu.ca/~djacks/data/boombust/index.html . Там даже есть Excel-вская табличка. И кратко описание методики подсчета. За базу взят 1900-ый год. Под реальными ценами обычно понимаются цены с поправкой на инфляцию. В документе ПыДыэФ можно даже найти циклические построения графиков. Опять же возьму самый красивый
Картинка 11.
Сильные всплески роста в 1910-20 гг. и 1970-80 гг. И всплески роста поменьше – в 1950 г. и в 2010 г. Я так понял, что это по всем комммодитиз взято среднее.
А теперь берем график, построенный Кондратьевым в его докладе.
Картинка 12.
И четко видим, что первая повышательная волна была в начале 19 века, причем пик приходится не на один какой-то год, а, скорее, на несколько лет. Примерно 1800-1815 гг. Собственно говоря, в 1860-70 гг. пик тоже не определяется одним лишь каким-то конкретным годом. Я напомню, что во времена Кондратьева курсы валют были привязаны к золоту, поэтому цены были более инертными, а валюты имели свой предел обесценивания. С распадом же Бреттон-Вуда валютные курсы стали намного более волатильными. Тем не менее, периоды роста показывают явную цикличность. Соотносим график Кондратьева с современными данными 1900-2010 гг. Так или иначе, наблюдаются циклы с периодичностью примерно в 55-60 лет. Причем на современных графиках они видны даже еще более отчетливо.
Итак, по сути, мы имеем четыре полных цикла с пиками роста в 1800-1810 гг., 1860-70 гг., 1910-1920 гг. и 1970-1980 гг. Периодичность примерно 50-60 лет.
Теперь вопрос – что же у нас такое было в 2000-2008 гг.? Цикл сократился во времени? Или что-то еще? Я сейчас сделаю очередное смелое предположение, и чувствую, что опять вызову шквал критики. Я уже вижу, как кто-то берет в руки лопату, а кто-то кирпич. Особенно вопят старпёры, ностальгирующие по СССР. Угомонитесь, и выслушайте. Что если никакого сжатия циклов во времени не происходит? То есть они как имели размерность в 60 лет, так и имеют ее. И пик в 1980 г. нам это прекрасно продемонстрировал. Тогда сильный всплеск в 2000-2008 гг. был ничем иным как стандартным среднесрочным 10-летним циклом. Но пришелся он на понижательную фазу Кондратьевского. Поэтому цены на сырье он, конечно, поднял, но потребление энергии в мире за 10 лет выросло скромно (по сравнению с 1960-70 гг., например). И в 2008 г. жахнул сильнейший кризис – причем раньше, чем все ожидали (последняя рецессия была в 2001-ом). Его тогда удалось сдержать только лишь благодаря радикальным действиям ФРС. Кризис просто залили баблом. Никогда в истории таких масштабных вливаний ликвидности еще не было. То есть на самом деле в 2008-10 годах должна была разразиться а-ля Великая депрессия. Это была низшая точка и Кондратьевского цикла, и цикла Жюгляра. Но благодаря мерам Центробанков резкое падение остановилось.
Получается, что в 2010-15 гг. (примерно) у нас наоборот должна была начаться повышательная фаза новой Пятой волны. Только вот почему мы ее никак не ощущаем? С 2010 по 2016 годы потребление энергии в мире на душу выросло всего на 0,42%. А вот это другой интересный момент. Кондратьев открыл свои волны в экономической системе, свободной от вмешательства Центробанков. Не было на тот момент еще ни понимания природы кризисов, ни инструментария для борьбы с ними. Даже в 1930-ых еще не было четких представлений о том, что нужно делать. Хотя и там девальвация доллара вызвала легкий подъем цен на сырье, без нее, возможно, минимум по ценам пришелся бы не на 33-й год, а на 39-й. Но в недавнем 2008-ом ФРС настолько радикально вмешалась в естественные процессы, что полностью все сбила. Она сдержала развитие кризиса. Но, возможно, что не столько сдержала, сколько просто отсрочила. То есть перенесла его на более поздний срок. Система не смогла разгрузиться, как она это обычно делала. Я ведь уже отмечал как-то в своих текстах, что кризис есть закономерное явление в капитализме: система сначала растет, набирает долгов, пухнет, все радостны и беспечны, но рост не может длиться вечно, рано или поздно наступает насыщение, кроме того, из-за роста цен возрастают издержки, что дополнительно тормозит спрос, и в итоге в какой-то момент система начинает разгружаться, спрос падает, люди теряют работу, возникает масса дефолтов, нищета, голод, преступность и вообще полный треш. А затем все повторяется. Так работает большой осциллятор. Двигателем здесь является сам человек – как естественный биологический механизм, со своими потребностями, страстями и жадностью. Множество таких людей и формируют большую экономическую систему. В свободном состоянии она сначала насыщается, а потом сокращается в размерах. И так по кругу. Вот отсюда и волны. Отсюда и циклы. Но из-за действий Центробанков в 2008-10 гг. система полностью разгрузиться не смогла. Она остается в насыщенном состоянии.
Таким образом, если принять допущение, что Кондратьевские циклы размерностью в 60 лет не сжимаются во времени – то выходит, что мы должны увидеть пик роста в 2030-40 гг. (по крайней мере, должны бы были). Это полностью меняет представление о датировке конца Четвертой и начала Пятой волны.
Я ранее делал выводы на основании той датировки, которую установили экономисты. Не я ее произвел. И не Кондратьев. У меня изначально были сомнения – потому что эта датировка как-то не очень совпадала с экстремумами сырьевых цен. Расхождение. И чем оно вызвано? Сжатием самих циклов, как некоторые объясняли? А, может, просто датировку не правильно произвели? Я сейчас смотрю на данные по потреблению энергии и соотношу их с сырьевыми ценами. И действительно: почему мы не видели роста потребления энергии в мире (на душу) в 1980-ые и 1990-ые? Там было сокращение – на 0,35% и 1% соответственно. Почти 20 лет потребление энергии в мире (на душу населения) снижалось. А в конце 1998-99 гг. у нас образовались минимумы в сырьевых ценах. Наверное, это время все же не было началом повышательной фазы нового цикла. В 2000-ые начался рост. Но он быстро закончился в 2008-ом с наступлением глубокого кризиса, потребление энергии за 2000-2010 гг. выросло на 11%. Однако в 1960-70 гг. потребление энергии выросло на 30% – вот где настоящий рост был.
Начало нового цикла в 1980-90-ые не подтверждается ни потреблением энергии, ни сырьевыми котировками, ни даже ростом ВВП (смотрим сравнение с 1960-ми). При этом нужно учесть, что потребление энергии в среднем растет с течением времени – оно сейчас выше, чем было, например, в 1900 г. Тем более провал в 1980-90-ых и стагнация в последние годы выглядит экстраординарным.
Я, конечно же, ничего не утверждаю. Все это – лишь мои рассуждения. Это даже не прогноз. А просто экстраполяция на основе некоторых допущений. Мне самому интересно посмотреть, что будет в ближайшие 20 лет. Однако мне кажется, что датировка посткондратьевских циклов была произведена не совсем точно. Возможно, что новый цикл должен был начаться как раз в 2010-15-ом. А своего пика повышательная фаза достигнет в 2030-40 гг. Рост 2000-2010 гг. был промежуточным (связан с другим циклом – среднесрочным). На самом деле, если мы приглядимся к динамике товарных цен, то увидим, что такие всплески в районе стыка волн уже были. Смотрим график из доклада Кондратьева – был промежуточный всплеск в 1830-40 гг. Был промежуточный всплеск и в 1880 г. Был хороший всплеск и в 1950 г. Но по широкому спектру товаров основные пики пришлись на 1800-10 гг., 1860-70 гг., 1915-20 гг. и 1970-80 гг. И если циклы не сжимаются – то мы должны вступить в повышательную фазу. Не факт, конечно. Может, я и ошибся. А, может, вообще эти циклы уже неактуальны. Кто знает. Но, да возрадуются оптимисты! Есть надежда, что Пятая волна либо уже наступила, либо вот-вот на подходе. Только не особо пускай радуются-то на самом деле. Повышательная фаза по Кондратьеву сопровождается конфликтами и социальными потрясениями. Возможно, что формирование базы для будущего конфликта мы наблюдаем сейчас: это противостояние Китая и США, а в расширенном варианте – противостояние развитого мира и развивающегося (догоняющего). Будет жарко. И, да – сначала все-таки должна еще пройти разгрузка системы, т.е. глобальный кризис. Ближайшие лет 10-15 от цен на сырьевые товары вряд ли стоит ждать какой-то позитивной динамики. А вот с 2030-го – вполне. Почему сейчас роста цен ждать не стоит – потому что рост был недавно, после него должно пройти время снижения. Да и конъюнктура сейчас негативная. А вот лет через 10-15 она, скорее всего, изменится. Вот тогда и заживем. Если, конечно, доживем.
Вообще, говоря о циклических моделях, нужно отметить, что в реальности мы имеем довольно сложную колебательную систему. Внутри большого Кондратьевского цикла содержится 6 среднесрочных Жюгляровских. А в них зашито еще по три цикла – но уже краткосрочных (3,5 года). И где-то между ними еще должны пробегать мощные волны 20-летних циклов Саймона Кузнеца. Вот такая вот осцилляторная модель.
Что касается вопроса о природе конкретно Кондратьевских циклов – то он остается открытым. У меня нет точного ответа. Сам Кондратьев предположил, что они связаны с инвестициями в основной капитал и обновлением/строительством фондов. Я, не отвергая этого обоснования, считаю, что все дело в элементарном насыщении экономики и спроса. Есть такие понятия как низкая база и высокая база. От низкой базы начинается стремительный рост. А кризисы, как правило, происходят на высокой базе. В этом и вся суть.
Я не знаю точно, актуальны Кондратьевские циклы до сих пор или нет. Вполне возможно, что радикальные действия Центробанков их поломали. И если каждый новый кризис ФРС будет масштабно заливать деньгами – то мы не увидим полную разгрузку и, соответственно, последующую загрузку системы. Будет болото. Ква-ква. Но в какой-то момент времени движение системы может оказаться сильнее – оно будет настолько мощным, что сломает саму ФРС.
Повторюсь, все, что здесь написано – лишь рассуждения и предположения, а не прогноз. Пока неизвестно, можно ли установить точную датировку циклов. Нужно, чтобы эксперимент (наблюдение) повторялся снова и снова. А это самое сложное в экономической истории. Пока лишь с уверенностью можно сказать о том, что любой период сильного и продолжительного роста заканчивается периодом не менее сильного и продолжительного падения.
P.S. Единственное, что можно еще предположить – это то, что Пятая волна началась на рубеже тысячелетий (1998-2000 гг.). Но в этом случае нет никаких объяснений наступления глубокого кризиса 2008 года и нынешней стагнации. Скорее всего, в Пятую волну мы еще толком не вошли. В том числе и благодаря действиям ФРС, которая не позволила завершиться понижательной фазе Четвертой волны.
Профиль автора в соцсети: https://maxperfiliev.livejournal.com/
обсуждение