При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
МКАД и Храм Христа.
Когда я задумываюсь, какие «государственные» проекты в Москве были лучшими и самыми полезными за последние 20-25 лет, то я вспоминаю только два.
За руль автомобиля я впервые сел в 92-ом. Жил я тогда еще в Жуковском и в офис банка, а он был в центре, каждый день приходилось ездить по МКАД. Две полосы в одну стороны и две в другую, а между ними узкая полоса полу-асфальта, полу-дороги. Особенно страшно было ехать там по ночам. Дорога была не освещена, вообще.
Бесконечный слепящий свет фар встречных автомобилей, куча аварий в одну, и в другую сторону. Я не скажу, что мы как-то боялись там ездить. Нет. Все ездили по ней и раньше, это было обычное дело. Бесконечная, длинная, плоская, тёмная дорога. Все давно к ней привыкли, другой и не может быть вокруг большой огромной советской Москвы.
90-ые – это были такие годы, когда казалось, что у государства вообще кончились средства. Не было денег на выплаты пенсий пенсионерам, зарплаты врачам и учителям.
Деньги были только у бизнеса, в коммерческих банках, у нефтяников, трейдеров металлом и разных менял. Тогда балом правил бизнес и рынок. Быстро начали строиться новые офисы банков, кафе и ресторанов. Их строили из стекла и бетона, а бюджетные учреждения выглядели всё унылее и мрачнее. Бизнес наступал, а государство отступало.
Но главное, казалось, что государство и не собирается брать инициативу в свои руки.
Всё решал бизнес. Он придумывал новые проекты, он их и реализовывал. Этим был пропитан воздух… И казалось, что теперь так будет всегда…
Но в 99-ом всё поменялось… мэр Москвы, Лужков, запускает новый реконструированный МКАД!
Невероятно, но этот проект был осуществлён как-то абсолютно незаметно, я бы даже сказал в тайне.
Можно ли перестроить огромную дорогу, длинной в сотню с лишним километров, вокруг огромного города, не останавливая поток машин?
Я ездил тогда по МКАД регулярно, замечал, конечно, какую-то стройку, пробки, краны, бетономешалки, но к чему всё это приведет я абсолютно не понимал. И воспринимал это скорее, как последствия ещё советских долгостроев.
Ни Лужков, ни Москва, толком никому не рассказывали о своих планах. Они просто строили дорогу. И не просто дорогу, а современную, европейского уровня, с развязками и новыми мостами. Там был и внутренний парапет между рядами, сплошное освещение по всему кольцу, с переходами для пешеходов и пятью рядами в обе стороны движения.
Когда эта дорога была полностью открыта – она поразила всех!
Скажу честно, я не мог себе такое даже представить. Я уже часто бывал к тому времени в Европе, Америке, видел много красивых дорожных развязок и хайвэев. Но чтобы такое было сделано у нас, я не мог себе вообразить.
Тут поражало всё: как он, Лужков, сумел всё это организовать, где он нашёл строителей?
А главное, где он нашёл деньги?
Оказывается, и это было самым большим откровением, у нашего государства ЕСТЬ ДЕНЬГИ! И не малые!
В те годы мы привыкли, что на рынке есть только очень короткие деньги, под очень большой процент. Средний срок кредита был – 6 месяцев, ставка 50-60% годовых.
А тут государство находит огромные деньги и вкапывает их навсегда! Это было очень необычно и непонятно. Мы уже забыли, что государство ТАК может. Все 90-ые нам говорили, что в бюджете денег нет, что не хватает на зарплаты и пенсии, а тут ТАКОЙ проект!
Это был абсолютно новый взгляд на государство, каким оно должно быть, ведь очевидная польза этой реконструкции МКАД была зрима и ощутима, причем сразу и бесповоротно.
Но далее, более…
Лужков в том же 99-ом заканчивает возведение огромного, величественного Храма Христа Спасителя. Его объем, его размер был настолько велик и настолько менял всю картинку центра Москвы, что хотелось остановиться и перекреститься.
Символизм момента был еще в том, что только год назад, в августе 98-го, в России разразился дефолт, рухнули ведущие коммерческие банки, бизнес по сути начинал всё с нуля. Денег почти ни у кого не было. Но Лужков, героически, несмотря на все обстоятельства, достроил и открыл новый ХРАМ.
В тот момент я и осознал всю силу и мощь государства. Оно может делать большие, огромные дела, на которые не способен бизнес. Это было явственно и весомо!
Но главное, это государство «Лужкова» совсем не мешало нам, бизнесу. Наоборот, оно строило дорогу, которая была нужна всем. Бизнес никогда бы такой проект не осилил и даже не взялся бы за него. Но теперь, бизнес мог уже обустраивать эту дорогу своими торговыми центрами, автозаправками и жильем.
Бизнес никогда не построит в центре по собственной инициативе огромный Храм, но именно такой храм и нужен был стране, как знак возрождения новой России!
P.S. После этих проектов у государства была масса других, больших и малых, удачных и провальных. Но я бы хотел выделить именно эти два, как самые знаковые и самые полезные проекты, которые сделаны в Москве за все годы новейшей истории. И сделаны они были не в тучные нулевые, а в лихие и бедные 90-ые.
Если Собянин, или кто-то после него, будут задумываться, чтобы такого полезного… сделать для москвичей? Я бы точкой отсчёта брал именно эти два проекта, пока это лучшее, что у нас было…
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/sergey.vasiliev.106
обсуждение