При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Бюджетные итоги 2020.
В ноябре 2020 почти все составляющие банковских балансов показали уверенный рост. Этому способствовали следующие события:
Минфин разместил ОФЗ на 815 млрд. руб., до 700 из которых выкупили банки. Дефицит федерального бюджета составил аналогичную сумму. Но несмотря на это, чистая ликвидность банковского сектора продолжала снижаться (прирост обязательств перед Банком России и государством превысил прирост рублевой ликвидности на >300 млрд.). Помимо продаж валюты по бюджетному правилу на 146 млрд. второй месяц подряд ликвидность уходит в профицит региональных бюджетов. Расходы региональных и прочих бюджетов, кроме федерального, перестали расти год к году с августа (до этого прирастали по ~9% ежегодно).
ДОМ.РФ вывел с банковских балансов для секьюритизации >200 млрд. ипотечных кредитов, но успел разместить в ноябре лишь 14 млрд. ипотечных облигаций. Зато в декабре размещен рекордный объем на 319 млрд. В трех новых выпусках (ИАДОМ Б3P1 купон 5.85%, ИАДОМ Б3P1 купон 6%, ИАДОМ Б1P2 купон 6.05%) было от 500 до 1000 сделок – наконец там появится ликвидность. По своим характеристикам ипотечные облигации дают премию >1% к ОФЗ при сопоставимом риске и дюрации ~5 лет. Секьюритизация снижает прирост кредитного портфеля физлиц и увеличивает портфель ценных бумаг у банков.
Роснефть разместила облигации на 800 млрд. под нерыночную ставку "ключевая +0,1%". В декабре и январе будут погашены старые облигации Роснефти на те же 800 млрд. Новые облигации остались вне банковских балансов, но для их оплаты нужно было провести соответствующие суммы через брокерские счета. Интересно, что на похожую сумму был приток ликвидности в банки и средств на счета юрлиц в инвалюте (Банк России отметил, что это касалось "ряда крупных компаний нефтегазовой отрасли").
Нерезиденты купили ОФЗ на максимальную с февраля сумму 150 млрд. На сопоставимую сумму 130 млрд. выросли остатки на брокерских счетах в инвалюте у резидентов (сразу до 494 млрд.). Нерезиденты активно покупали не только ОФЗ, но и российские акции, и не хеджировали свои позиции. Банки сократили чистую валютную позицию на $4 млрд. до отрицательной -$1 млрд. - редкое явление в российской практике. Летом чистая валютная позиция доходила до $12 млрд. Обычно банки хеджируют валютный дисбаланс через производные инструменты. Сокращение хеджа банков означает и сокращение хеджа рублевых позиций у нерезидентов.
Кредитная активность сохраняется высокой, особенно в ипотеке. Новые кредитные рубли увеличивают преимущественно счета юрлиц (+439 млрд.), а количество рублей у физлиц сокращается. Впервые с начала пандемии не было ухода в наличные, при этом прирост депозитов физлиц +111 млрд. чисто технический - обязан покупкам недвижимости и остаткам на счетах эскроу +171 млрд.
Депозиты ЮЛ в инвалюте (+895 млрд. в основном за счет "ряда компаний нефтегазового сектора") включают прирост валюты на брокерских счетах +130, включая физлиц. В ноябре прошли рекордные обороты по брокерским счетам. Примерно 1/3 оборота относится к активам в иностранной валюте (оборот не учитывает внутридневные операции и должен отражать примерную структуру инвестиций). Долларизация сбережений теперь активно происходит и через брокерские счета.
БЮДЖЕТНЫЕ ИТОГИ 2020
Министр финансов Антон Силуанов сообщил, что 1 трлн. руб. расходов федерального бюджета перейдет на 2021. Значит расходы за 2020 составят не 23.7 трлн. по бюджетной росписи, а ~22.7 трлн., что на 25% выше уровня 2019 (18.2 трлн.). Федеральный бюджет будет исполнен с дефицитом 3,9% ВВП или около 4 трлн. Расходы консолидированного бюджета вырастут меньше (14%-15%), если расходы региональных и прочих бюджетов не будут увеличиваться в ноябре-декабре и покажут лишь +5% за весь 2020. Прирост расходов бюджета на 5 трлн. или 5% ВВП в кризисный год явно недостаточен, чтобы существенно повлиять на реальную динамику экономики. А в 2021 нам обещают сокращение бюджетных расходов.
Профиль автора в соцсети: https://www.facebook.com/truevaluator
обсуждение