При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Европейская компания Just Eat Takeaway, крупнейший в регионе оператор по доставке еды, объявила о продаже своего американского подразделения Grubhub стартапу Wonder за $650 млн. Это сообщение сразу же вызвало рост акций компании более чем на 20% на утренних торгах и дало компании возможность пересмотреть свои стратегические планы.
Сделка включает в себя $500 млн в виде облигаций и $150 млн наличными, что, по мнению аналитиков, позволит Just Eat Takeaway оптимизировать свои активы, несмотря на значительные убытки, связанные с покупкой Grubhub.
Just Eat Takeaway приобрела Grubhub в 2020 году за $7,3 млрд в разгар пандемии, когда спрос на доставку еды стремительно рос. Однако позже оказалось, что американский рынок доставки стал слишком сложным для Just Eat Takeaway из-за высоких налогов, жёсткой конкуренции и правовых ограничений, особенно в Нью-Йорке. Законодательные ограничения на комиссию, взимаемую сервисами с ресторанов, ежегодно обходились Just Eat примерно в $100 млн.
Рынок США оказался одним из самых сложных для Just Eat Takeaway, и компания долго искала возможность избавиться от Grubhub. Кроме финансовых потерь, связанных с высокими налогами и ограничениями на сборы, Grubhub участвовала в судебных разбирательствах с городом Нью-Йорк. Городские власти приняли закон, ограничивающий комиссию, которую сервисы могут взимать с ресторанов, что привело к судебной тяжбе, в которой также участвовали конкуренты Grubhub — DoorDash и Uber Eats.
Генеральный директор Just Eat Takeaway Джитсе Гроен (Jitse Groen) признал в феврале, что американский рынок слияний и поглощений отличается высоким уровнем конкуренции и сложностью из-за дополнительных затрат, связанных с ограничениями и регуляциями.
По мнению аналитика Клемента Женело (Clement Jenelow) из Bryan Garnier, попытка выйти на рынок США оказалась для Just Eat «катастрофической», так как компания фактически уничтожила более $7 млрд акционерной стоимости.
Согласно договорённостям, покупателем Grubhub станет американская компания Wonder — стартап, ориентированный на доставку еды и возглавляемый Марком Лором (Marc Lore), бывшим топ-менеджером Walmart. Wonder предложила за активы Grubhub $650 млн.
Данная сумма значительно ниже оценки в $1,2 млрд, которую ранее установил JPMorgan, однако аналитики считают, что позитивный настрой рынка и перспектива освобождения Just Eat Takeaway от убыточного актива перевешивают относительно низкую стоимость сделки. Ожидается, что завершение сделки произойдет в первом квартале 2025 года.
После объявления о продаже Grubhub акции Just Eat Takeaway подскочили более чем на 20%, что может стать крупнейшим дневным ростом компании с августа 2022 года и свести на нет значительную часть годовых потерь. Аналитики считают, что такой шаг позволяет компании улучшить финансовое положение и сосредоточиться на более прибыльных регионах. Just Eat уже покинула рынки Новой Зеландии и Франции ранее в этом году и теперь рассматривает возможность сокращения присутствия в Австралии и Канаде.
Кроме США, Just Eat Takeaway работает в 18 странах, и теперь компания сможет сосредоточиться на этих ключевых рынках, избегая рисков и убытков, связанных с Америкой.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Just Eat Takeaway sells US unit Grubhub for $650 mln, shares jump 20% (Reuters)
обсуждение