При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Моя мама выписывает чеки для оплаты счетов, которые получает по почте, я каждый месяц делаю автоматические электронные платежи, а моя дочь для решения финансовых вопросов выбирает самое последнее из недавно вышедших мобильных приложений.
Выступая на одной из недавних конференций в Лас-Вегасе на конференции SuiteWorld, ежегодно проводимой NetSuite, Энди Браун (Andy Brown), генеральный директор и соучредитель информационно-консалтинговой фирмы Sand Hill East, которая работает с молодыми компаниями, заметил: «Если вы не мобильны, то вы не существуете».
Необходимость обеспечить комфортное обслуживание клиентов, находящихся на любом уровне освоения новых технологий, начиная с представителей поколения, выросшего на «цифре», до «цифровых ретроградов», и подготовиться к наплыву таких пользователей — одна из трудных задач, которые предстоит решить банкам и другим финансовым организациям.
Как отметил Э. Браун, сложность состоит в том, что после финансового обвала десятилетней давности поставщики финансовых услуг вынуждены были отвлечь часть средств, ранее выделявшихся на внедрение инноваций, на обеспечение соблюдения новых законодательных требований. Это совпало с выходом на рынок iPhone (в 2007 году), что привело к массовому изменению потребительских ожиданий от клиентского обслуживания.
Эти одновременно открывшиеся перспективы вызвали бурный рост финтех-стартапов, которые вместо того, чтобы конкурировать с банками по всему перечню услуг, «выискивают не охваченные банками ниши, в которых банки не в состоянии предложить клиентам то, что они хотят», — считает Браун.
Сегодня финтех-компании прочно обосновались в каждом сегменте банковского сектора, от займов до инвестиций и страхования, а во многих случаях произвели в них революцию. Стоит только взглянуть на денежные потоки: согласно подготовленному KPMG отчету Pulse of Fintech за IV квартал 2016 года, инвесторы в 2016 году влили в финансово-технические проекты более 24 млрд долларов, а годом ранее этот показатель составил 46,7 млрд долларов.
Обзор, выпущенный PwC в 2016 году, показывает, что 83% респондентов из числа компаний, предоставляющих традиционные финансовые услуги, и 95% представителей банков считают вероятной потерю части своего бизнеса в нише, занятой финтехом. Авторитетные поставщики финансовых услуг сейчас обсуждают, следует ли им создавать собственные конкурентные сервисы, приобрести один или несколько финтех-стартапов или делегировать последним эти услуги, вступив сними в партнерские отношения, сообщила Эйлин Тобиас (Eileen Tobias), вице-президент одного из глобальных подразделений Oracle по бизнес-стратегии. «Разработка собственных сервисов может стать затратным мероприятием и задержать выход на рынок, — считает госпожа Тобиас. — Приобретение стартапа сопряжено с большим риском. Поэтому, на наш взгляд, в этой отрасли будут процветать партнерства».
Например, в 2016 году банк JPMorgan Chase объединился с компанией OnDeck Capital, чтобы обеспечить малому бизнесу возможность быстрее получать кредиты. В марте банк HSBC в целях расширения охвата клиентских компаний услугами торгового финансирования объявил о создании партнерства с Tradeshift, предоставляющей компаниям онлайн-сервис обмена счетами в цепочках поставок. В начале мая банк Barclays объявил об открытии своего седьмого инновационного центра, в котором собственные команды специалистов по банковскому обслуживанию и технологиям совместно с партнерскими стартапами работают над созданием новых продуктов и платформ.
Гибкие технологии для взаимной выгоды
Среди финтех-стартапов, пролагающих новые пути развития с привлечением технологий, выделяется компания Avant. Основанная в 2013 году для предоставления «практически стандартных» необеспеченных потребительских кредитов на своей онлайн-платформе, компания к настоящему времени предоставила кредиты полумиллиону клиентов на сумму около 4 млрд долларов и привлекла более 600 млн долларов акционерного капитала. «Получение кредита в банке — дело хлопотное, — отмечает финансовый директор Avant Дан Зайкель (Dan Seikel). — Нет четкого понимания статуса [прохождения заявки], и процесс занимает целую вечность. С помощью технологий мы смогли оптимизировать этот процесс. Оценка платежеспособности клиента осуществляется очень быстро, а денежные средства он получает уже на следующий рабочий день». Avant использует технологию машинного обучения для проверки рейтинга FICO и сотен других параметров клиента для оценки кредитоспособности потенциального заемщика. «Принимая решение о выдаче кредита, банки могут руководствоваться четырьмя или пятью переменными, при этом основным является рейтинг FICO», — пояснил Д. Зайкель.
В первый же год работы компания Avant открыла подразделение в Великобритании и пришла к выводу, что ведение бизнеса с помощью QuickBooks и анализ многочисленных курсов валют в Excel не позволит выйти на более высокий уровень. Компания перешла на программный комплекс NetSuite OneWorld, входящий в облачное портфолио Oracle и позволяющий консолидировать финансовые показатели, рассчитывать прочий совокупный доход (OCI), раскрывать показатели по разным направлениям деятельности теперь уже многочисленных дочерних компаний и оперативно составлять документы финансовой отчетности.
В наше облачное решение заложено много возможностей. Мы знаем, что используем лишь малую часть из них, и заинтересованы в увеличении числа используемых функций по мере нашего собственного роста», — прокомментировал Д. Зайкель.
Компания действительно выросла. Avant больше не специализируется на прямом кредитовании, предоставляя институциональным инвесторам возможность выкупать кредиты. Одним из партнеров компании стал банк Regions, планирующий предоставлять необеспеченные кредиты на своем сайте через онлайн-платформу Avant. Если клиент не соответствует требованиям Regions, он может получить кредит от Avant напрямую.
Банк Regions способен быстрее обслуживать большее количество клиентов, и бизнес-компания Avant набирает обороты. Чтобы предоставить молодому поколению ожидаемый уровень обслуживания и расширить долю клиентов в возрастном сегменте от 18 до 35 лет, банкам непременно придется использовать гибкий подход.
Исследование The Millennial Disruption Index (индекс отраслей, наиболее подверженных трансформации под влиянием милленниалов), проводимое с участием 10 тыс. представителей молодого поколения в течение трех лет, показало, что каждый третий в этой возрастной группе готов сменить банк в течение следующих 90 дней, 53% считают, что их банк не предлагает ничего нового по сравнению с другими банками, еще одна треть думает, что в будущем банк совсем не будет им нужен, а 73% были бы более рады новому предложению в финансовых услугах от Google, Amazon, Apple, Paypal, чем от собственного национального банка.
Поколение миллениалов уверено, что инновационных подходов стоит ждать из смежных отраслей. Это служит еще одним подтверждением того, что ни свободно плавающим в цифровой среде финтех-компаниям, ни авторитетным банкам не следует «расслабляться».
обсуждение