При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Спрос на рейтинги сохраняется всегда, даже в период волатильности. Правда, происходит изменение структуры спроса под влиянием запросов потребителей. Таким образом, рейтинговый рынок отражает процессы, происходящие как в бизнесе, так и в обществе.
Стагнация в экономике и сокращение количества юридических лиц в ряде отраслей, которые давно пользовались рейтингами, в целом, не привело к снижению количества компаний, имеющих потребность в рейтингах.
Если говорить о банковском секторе, количество участников на котором постоянно уменьшается, рейтинги для кредитных организаций сегодня во многом стали вторичны по сравнению с необходимостью исполнять требования Центробанка и соответствовать его нормативам. И, напротив, растет спрос на рейтинговые оценки со стороны эмитентов. Это не только крупнейшие компании, так называемые голубые фишки, но и те, кто планирует выйти с разными типами заимствований на организованный рынок (биржевые облигации, просто облигации) и на целевой рынок инвестиций и заимствований.
Сохраняется стабильный интерес к рейтингам со стороны экономических субъектов, предприятий, предоставляющих сервисные услуги, которые используют этот рейтинг при обращении в банки за получением кредита, а также в маркетинговых целях. В этих целях используются рейтинги и регионами. Нужно сказать, что это новая, динамично формирующаяся область применения своего опыта для рейтинговых агентств.
Рейтинги стали частью становления новых рынков, таких как МФО, где нормативная база сформирована не так давно. Потенциально есть спрос в сегменте кредитных кооперативов, пенсионных фондов.
Спрос диктует предложение
В России активно начал расти рынок специальных рейтингов. Они давно получили широкое распространение в международной практике. Существуют специальные рейтинговые системы для оценки самых разных аспектов деятельности компаний и их рисков помимо кредитного. Речь идет прежде всего о рейтингах корпоративного управления, качества инвестиционного управления, рыночного риска, качества риск-менеджмента и услуг сервисных агентов, а также о рейтингах волатильности активов.
Перечень российских специализированных рейтингов гораздо шире. Существуют рейтинги экологической ответственности, соответствия требованиям шариата, экологический рейтинг городов России, инвестиционной привлекательности регионов, рейтинги работодателей.
Повышая свою транспарентность, компании изменяются и задают новые профессиональные стандарты в своих отраслях
Есть различие и в подходах к рейтингованию. В международной практике специализированные рэнкинги формируются преимущественно на основе определенных ключевых показателей, часто дело ограничивается аналитикой — например, при оценке экологичности бизнеса или офиса. Раскрытие информации решается путем публикации годовой отчетности. В России, напротив, это целая система с отдельной шкалой рейтингов и специальной методологией, с участием привлеченных профильных экспертов. Такой подход обоснован целями, которые в России достигают благодаря специализированным рейтингам.
В отечественной практике лидирует рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов России, далее следует рейтинг экологической ответственности нефтегазовых компаний России.
Во благо бизнеса
Цель авторов рейтинга и предназначение продукта заключается в получении объективной и сопоставимой информации об уровне воздействия бизнеса (в основном речь идет о компаниях нефтегазового сектора, горнодобывающих и металлургических компаний, компаний целлюлозно-бумажного сектора) на окружающую среду, оценке прозрачности их деятельности.
Для российского бизнеса специализированные рейтинги — это своего рода механизм продвижения на рынке, способ оценить свои позиции относительно конкурентов, увидеть собственные сильные и слабые стороны. Компании, как правило, стремятся максимально позитивно выглядеть на фоне других участников рейтинга, поэтому раскрывают результаты своей деятельности. Так или иначе, специализированные рейтинги выполняют важную задачу. Повышая свою транспарентность, компании изменяются и задают новые профессиональные стандарты в своих отраслях. Например, участвуя в рейтинге экологической ответственности, компании демонстрируют готовность к снижению воздействия на окружающую среду. Мы видим, что лидеры нефтегазовой отрасли все чаще указывают свои места в экологическом рейтинге в отчетах для инвесторов или совета директоров. Высокие позиции в этом рейтинге сказываются на инвестиционной привлекательности компании, а также ее привлекательности в качестве работодателя. Публичный характер рейтинга в конечном счете способствует повышению качества управления экологическими рисками и снижению воздействий на окружающую среду.
Рейтинг экологической ответственности нефтегазовых компаний охватывает еще больше целевых групп. Неприкрытый интерес проявляют портфельные инвесторы, прежде всего зарубежные. Многие из них учитывают при принятии решений не только финансовые, но и нефинансовые параметры, в том числе уровень социально-экологической ответственности публичных компаний. Профессиональный и жизненный интерес виден с разных сторон, их в той или иной степени затрагивает деятельность нефтегазовых компаний. Это жители городов и регионов, где компании ведут свою деятельность, сотрудники компаний, независимые природоохранные организации.
Инвесторы используют рейтинг инвестиционной привлекательности как один из инструментов сравнительного анализа при выборе региона для реализации инвестиционного проекта по строительству или расширению производства. Например, в 2017 году фармацевтическая компания «Эвалар» приняла решение о сотрудничестве с Тюменской областью, поскольку этот регион занимает передовые позиции в рейтинге привлекательности субъектов РФ. Региональные органы власти также очень внимательно относятся к результатам нашего рейтинга. По итогам каждого года НРА получает запросы от десятков регионов с просьбой подробнее прокомментировать факторы, обусловившие рейтинговые позиции конкретных регионов. Для региональных администраций рейтинг является инструментом оценки конкурентоспособности региона, его преимуществ в отношении других субъектов РФ. Кроме того, динамика позиций регионов в рейтинге позволяет регионам оценить эффективность проводимых реформ, нацеленных на улучшение инвестиционного климата.
Повышая свою транспарентность, компании изменяются и задают новые профессиональные стандарты в своих отраслях.
Опыт анализа территориальных социально-экономических процессов мы планируем применить в новых проектах — рейтинге устойчивого развития регионов, рейтинге инвестиционной привлекательности городов, аналитических продуктов, позволяющих получать всестороннюю информацию об инвестиционном климате отдельных регионов или городов.
Сколько стоит специальный рейтинг
Рынок серьезно изменился за последний год. Компании выходят с инициативами и готовы участвовать в создании специализированных рейтингов, но не в отношении их оплаты, особенно вначале, когда рейтинг является новым продуктом.
Вместе с тем расходы на создание нового рейтинга существенные и зачастую не под силу рейтинговому агентству. Разработка методологии, сбор данных для ее создания, работа аналитиков и оплата услуг привлеченных экспертов — вот далеко не полный перечень потенциальных расходов агентства.
На рынке есть прецеденты, когда инициаторами популярных специализированных рейтингов и спонсорами выступали общественные и профильные организации. На их средства разрабатывалась и внедрялась новая методология, организовывалась работа экспертных советов.
Будем надеяться, что возрастающий интерес к специализированным рейтингам в России будет поддержан, в том числе и бизнесом. Сейчас к этому есть все предпосылки.
- Источник:
- "Банковское обозрение"
обсуждение