При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Исследование Nikkei показало, что через год после торговой войны с Вашингтоном более 50 глобальных компаний, включая Apple и Nintendo, анонсировали или рассматривают планы по переносу производства из Китая.
И это не только иностранные компании. Китайские производители, также как и производители из США, Японии и Тайваня участвуют в этом процессе, включая производителей персональных компьютеров, смартфонов и другой электроники.
Apple призвала крупных поставщиков рассмотреть возможность вывода 15–30% производства iPhone из страны. Nikkei сообщил в среду, что Apple собирается начать пробное производство своих популярных беспроводных наушников AirPods во Вьетнаме. Испытания, подобные этим, обычно предшествуют массовому производству.
Американские производители ПК HP и Dell планируют перенести до 30% производства ноутбуков в Китае в Юго-Восточную Азию и другие страны. Японская Nintendo также перенесет часть своей игровой системы Nintendo Switch из Китая во Вьетнам.
Есть опасения, что эти шаги могут ограничить занятость и потребление в Китае. Чтобы минимизировать удар, Пекин либерализует условия работы для иностранных предприятий.
Tesla находится на переднем крае таких усилий правительства. В настоящее время компания завозит оборудование на свой новый завод на окраине Шанхая, где она начала работу всего полгода назад. Со следующего месяца Tesla начинает нанимать работников для укомплектования своих линий.
Считается, что американский производитель электромобилей получил землю со скидкой от местной администрации и, вероятно, также получил дешевые кредиты.
Китай постепенно открывается для иностранных предприятий. Этот процесс идет с 2018 года, когда усилилась торговая напряженность в отношениях с США. По данным министерства торговли США, прямые иностранные инвестиции в Китай выросли за год на 3,5% и составили около 70,7 млрд долларов в январе-июне.
В конце июня страна объявила, что ослабит ограничения на иностранные инвестиции в семь месторождений, включая нефть и газ. Также ведется работа по открытию финансового сектора.
Достаточно ли этого, чтобы компенсировать влияние торговой войны, пока неясно.
Обеспокоенность ситуацией растет среди политических лидеров. В мае Государственный совет Китая принял решение о создании группы для руководства мерами по трудоустройству и планами по укреплению программ профессиональной подготовки с использованием излишних средств государственных страховых схем.
Торговый спор начинает проявляться в потоках товаров и капитала. За первые пять месяцев года экспорт из Китая в США упал на 12% в годовом исчислении в стоимостном выражении, тогда как экспорт из Индии, Вьетнама и Тайваня зафиксировал двузначный рост. Экспорт, направленный на обход тарифов США путем маскировки происхождения товаров, также может увеличиваться.
Многие компании, встревоженные перспективой затяжного торгового конфликта, хеджируют свои ставки. В поисках альтернативных производственных площадок для товаров, связанных с США, многие из них сохранят заводы, работающие в Китае, для внутреннего китайского рынка. Таким образом, многие производители будут вынуждены создавать двойные цепочки поставок: одну для Китая и одну для других рынков, что увеличивает их стоимость и снижает прибыль.
«Возможность разделения мирового рынка на Китай и некитайский мир растет», - считает Юджи Миура, старший экономист Японского исследовательского института. По его оценке, ослабление экономических связей между США и Китаем и разделение мировой экономики на враждебные блоки является реальной возможностью.
Помимо более высоких затрат, компании, вероятно, столкнутся с избыточными мощностями в разобщенной мировой экономике.
С июля прошлого года правительство США ввело три раунда новых тарифов на китайский импорт, покрывающих товары на 27 триллионов иен (250 миллиардов долларов). Хотя четвертый раунд, охватывающий практически все товары, поставляемые из Китая, приостановлен, компаниям необходимо готовиться к худшему.
Большая часть перемещенного производства придется на Юго-Восточную Азию, особенно Вьетнам, которая становится домом для многих производителей электрического и электронного оборудования. Среди них южнокорейская Samsung Electronics, которая производит смартфоны в стране. Вьетнам также предлагает логистические преимущества, потому что имеет общую сухопутную границу с Китаем.
Японская Kyocera планирует перенести производство принтеров во Вьетнам. Китайский производитель электроники TCL создаст в стране телевизионный завод.
Производители также возвращают производство обратно в свою страну, чтобы воспользоваться существующими сетями закупок для экспорта, ориентированного на крупные рынки развитых стран. Komatsu частично перенесла поставки деталей для строительного оборудования в Японию и в США. Компании также работают над повышением производительности на своих заводах, развивая цифровизацию и автоматизацию.
обсуждение