При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Размещения облигаций растущего среднего бизнеса – в том числе ВДО (высокодоходных облигаций повышенного риска) – после нескольких итераций повышения ставки могут замедлиться. Но рынок, очевидно, ждет оттепель. В следующем году, и возможно даже весной.
Долговой рынок стал рассматриваться МСП как альтернатива банковскому финансированию не так давно. Причем именно последние 2-3 года ознаменовались динамичным его ростом и очень активным участием инвесторов-физиков. Это в общем-то главная особенность сегмента: именно физлица, не институционалы, являются ключевыми покупателями таких бумаг, и вряд ли ситуация изменится. В целом в этом нет ничего плохого, разве что определяет некоторые «особенности» рынка: несколько более эмоционально заряженное поведение инвесторов, больший аппетит к риску (иногда чрезмерный), формирование активного сообщества облигационеров со своим комьюнити, форумами-чатами.
Сейчас долговой рынок предлагает гораздо более гибкие условия предоставления финансирования для МСП, чем кредитные организации. Из того, что могут предложить банки – это в основном гибкие условия предоставления кредита или даже зонтичного кредита, субсидирование части расходов за счет бюджета региона. Появление альтернативного инструмента привлечения финансирования доступного независимо от региона нахождения стало назревшей объективной реальностью. Неудивительно, что количество компаний, которые пробуют привлекать финансирование на долговом рынке растет несмотря на сложности, связанные с пандемией, а затем СВО.
Еще один тренд последнего времени – это диверсификация путей привлечения финансирования предприятиями МСП. Все больше компаний одновременно используют банковские инструменты и те, что может предложить долговой рынок. Самое главное, что дает рынок облигаций в отличие от кредитного – это конечно освобождение от всяческих дополнительных условий, залогов, ковенант. Банки фактически завешивают заемщика красными флажками со всех сторон: шаг влево, шаг вправо – запрещены. Облигации дают возможность более свободно пользоваться инвестициями в долгосрочной перспективе (3,5,7 и тп лет).
Причем речь идет не только об МФО, лизинговых и факторинговых компаниях, у которых традиционно преобладает доля заемных средств в капитале и им выгодно выйти на долговой рынок. Наравне с ними успешно работают предприятия из реального сектора экономики. Отличия облигаций от кредита в качестве инструмента привлечения капитала для них очевидны. Кредитную нагрузку можно распределить во времени, делать новые выпуски для рефинансирования кредитного или действующего облигационного долга.
Разнообразие и гибкость инструментов – это еще одно несомненное преимущество долгового рынка. Это плавающий или фиксированный купон, а также возможность для эмитента погасить номинал не в конце срока действия бумаги, а постепенно с каждым купоном с целью снижения общей кредитной нагрузки. Облигации позволяют привлечь более длинное финансирование, чем банковское кредитование, без существенных ограничений и залогового обеспечения.
Надо отметить и немалую роль минэкономразвития и МСП банка в популяризации долгового рынка, развития новых инструментов: от субсидирования и льгот по выпуску облигаций до якорного участия МСП банка в выпусках эмитентов. Это дает свои плоды. МСП начинают активно использовать инструменты долгового рынка. И это, пожалуй, один из тот редких примеров, когда что-то сделано не для красного словца. Критерии для кандидатов из реального сектора экономики для участия в выпуске облигаций, в том числе с якорным участием МСП банка, вполне прозрачны.
Как только начнется цикл снижения ключевой ставки – а это все-таки в обозримой перспективе должно произойти – то и облигационный рынок снова оживится. А значит для МСП снова откроется окно возможностей улучшить структуру фондирования за счет диверсификации источников, разбавить банковские кредиты облигациями под хорошие условия.
обсуждение