При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Павел Пахомов, руководитель аналитического центра СПБ Биржи, считает, что главное достоинство китайской экономической политики в её осторожности и в выверенности будущих шагов. В этом – залог будущего роста фондового рынка Поднебесной, которого ждут во всём мире. Таким образом, крадущийся дракон может обернуться фениксом. Или наоборот, это как посмотреть.
Гостем программы «Биржевая среда» с Яном Артом на канале Finversia стал Павел Пахомов, руководитель аналитического центра СПБ Биржи, которая недавно запустила торговлю 50 акциями из числа резидентов Гонконгской биржи и готовится довести их количество до 200.
– Насколько китайский рынок альтернативен традиционным западным биржам? Ведь чем холоднее становятся отношения с нашими бывшими партнёрами, тем больше разговоров про Китай.
– Китай всегда был перспективен. На эту страну всегда смотрели с интересом. Другой вопрос, что китайцев всегда же ругали за некоторую закрытость, за то, что они далеко не всю информацию раскрывают, а какую раскрывают – не всегда она соответствует действительности. В частности, массовый делистинг китайских корпораций с американских бирж в последнее время связан, в том числе, с проблемой недостоверности раскрываемой эмитентами информации. Китай – очень противоречивый рынок, но и полон возможностей. Наш китайский проект начинался ещё 4-5 лет назад, но в связи с известными событиями мы видим значительное ускорение проекта.
– А в чём причина создания в 2021 году Пекинской биржи? Зачем им третья биржа?
– Китайцы – умелые подражатели, они берут наиболее удачные примеры с Запада. Вот, например, когда-то Нью-Йоркская биржа купила Чикагскую. Зачем? Тем более, что купленный актив столь мал? В чём был смысл тратить на него деньги? А всё просто – чтобы сделать из Чикагской биржи полигон для проводки тарифов. Так что и Пекинская биржа пригодится – для разных экспериментов, для тестирования технологий.
– Единственный источник информации в стране – это Национальное бюро статистики Китая. Насколько данный источник релевантен? Может быть, у западных экономических агентств больше информации?
– Китаем занимаются очень многие экономические агентства из многих стран. И есть возможность сопоставить их оценку со статистикой. И, таким образом, появляется вполне консенсусная взвешенная оценка, которая значительно ближе к действительности, чем если бы мы ориентировались только на Национальное бюро.
– Как вы думаете, китайские власти продолжат закручивать гайки в отношении бизнеса? Как они сделали это недавно в отношении технологического сектора?
– Возможно. Понимаете, они никуда не спешат, они стараются не рушить построенное необдуманными экспериментами. Ведь такая огромная страна! А поэтому политика должна быть выверенной.
«Китайцы никуда не спешат, они стараются не рушить построенное необдуманными экспериментами. Ведь такая огромная страна! А поэтому политика должна быть выверенной»
– Меня иногда раздражает, что в России китайцев считают мудрыми. Может мы такой миф сами создали?
– Знаете, общая китайская практика жизни такова, что она нивелирует отклонения. Мы наблюдали историю с Тайванем: после того, как ставки были подняты до предела, до того, что вот-вот и китайские военные «собьют» самолёт с Нэнси Пелоси, спикера Палаты представителей США, случилось затишье. И сейчас про Тайвань вообще никто не говорит.
– В случае с Тайванем и у меня было ощущение, что власти взяли карту «Тайвань», но ходить будут с другой…
– Думаю, что они рисковать не будут, а будут действовать по схеме Гонконга или Макао. Тайвань ещё явно не созрел для возвращения на материк. И ещё долго не созреет. Повторять историю с Тибетом они не хотят.
– Инвестор без доступа к инсайду может заработать на китайском рынке?
– А почему нет? Тем более, что сейчас ситуация такова, что многие экономисты ждут восстановления экономики Китая. Ковид уходит, и все надеются на то, что страна станет нормально работать. А раз страна будет восстанавливаться – котировки поползут вверх.
«Ковид уходит, и все надеются на то, что страна станет нормально работать. А раз страна будет восстанавливаться – котировки поползут вверх»
– Китайский кризис в недвижимости. Как он развивается?
– Пока забросали деньгами. Дело в том, что в стране идёт замедление перетока сельского населения в города. А раз так, то и спрос на недвижимость сокращается. Власти уже озабочены данной проблемой.
– Российскому инвестору что можно посоветовать?
– Мы запустили торговлю более 50-тью акциями в Гонконге, доведём до 200. Но пока не все наши брокеры дают доступ к китайским акциям своим клиентам.
– Какие бы источники информации по китайскому рынку вы бы посоветовали?
– Вопрос и хороший, и тяжёлый. В Китае нет агрегаторов деловых новостей, какие есть в Европе, в Северной Америке. Поэтому источники приходится выискивать самостоятельно. Это могут быть деловые англоязычные издания. С этим нужно работать, искать. Не так просто. Сайт Гонконгской биржи, кстати, неплохой по содержанию. Но, для того, чтобы полноценно инвестировать Китай нужно нанимать специалистов со знанием языка.
«Для того, чтобы полноценно инвестировать Китай нужно нанимать специалистов со знанием языка»
– Есть ощущение, что скоро случится перелом. Я имею ввиду наш общий, глобальный рынок
– Есть ощущение, что не всё так плохо…Много истерии из-за ведущих инвестиционных банков. Они, заметьте, выпускают истерические доклады, но, одновременно, покупают то, о чём истерят. Я считаю, что технологический сектор достаточно упал и теперь очень привлекательный для покупок. Но немного денег нужно оставить – в случае, если случится новое дно. Считаю, что макроэкономическая отчётность уже отыграна рынком, каких-то неожиданностей серьёзных не ожидаю. Бизнес то неплохо себя чувствует сейчас в Штатах. Если отчётность будет нормальной – это успокоит рынки. Немного необычно, что для рынка сейчас важнее не ноябрьские выборы, а экономика в целом. Но, примерно с 25 октября на первое место выйдет политика.
обсуждение