При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Аналитики GfK Rus опубликовали данные, по которым с I квартала этого года индекс потребительских настроений россиян пересек отметку в 100 пунктов. Как написали во многих СМИ, это означает, что впервые, с начала кризиса в 2014 году, потребительские настроения граждан в нашей стране стали позитивными.
Мы решили разобраться, насколько данное исследование отражает реальное положение дел в экономике и выяснить, окажут ли изменения в потребительских настроениях благотворное влияние на внутренний рынок.
Об исследовании
Для начала стоит разобраться, что собой представляет опубликованное исследование. Индекс потребительских настроений отражает то, как люди оценивают текущую ситуацию в экономике страны, свое финансовое состояние и ожидания на будущее. От настроения потребителей непосредственно зависит их готовность тратить деньги на товары и услуги. Результаты исследования выстраиваются на основе многоступенчатой, стратифицированной выборки, представляющей все население страны в возрасте от 16 лет. Значения индекса потребительских настроений может варьироваться от 0 до 200 пунктов. Соответственно, от 0 до 99 пунктов – индекс отрицательный, от 101 до 200 – положительный.
По результатам за I квартал 2017 года общий индекс потребительских настроений в России достиг 100 пунктов, что на 8 пунктов выше декабря 2016 года. Однако 100 пунктов, на самом деле, еще не положительный индекс. Это равновесие положительных и отрицательных оценок, и говорить о том, что настроения граждан стали позитивными, пока преждевременно. В самом исследовании GfK Rus сказано, что они замерли в «шаге от позитива».
К тому же это средний индекс по России. По регионам, в положительной зоне оказались: Центральный, Урал, Сибирь, Северный Кавказ и Москва. В отрицательной: Северо-Западный, Южный, Поволжье и Дальний Восток. Причем, что важно, потребительские настроения в сельской местности - в позитивной зоне (105 пунктов), тогда как настроения городских жителей пока все еще в некотором минусе (98 пунктов). Оптимизм внушает то, что 5 из 9 регионов находятся уже в положительной зоне, а также, что по всем регионам индекс растет с февраля прошлого года.
Также стоит отметить, что наиболее резко за последние три месяца изменились потребительские настроения в Москве, поднявшиеся на целых 14 пунктов с 93 в ноябре до 107 в феврале, и в Сибири, выросшие на 13 пунктов с 88 до 101 соответственно. Именно эти два скачка, а также традиционно высокие значения индекса на Северном Кавказе позволили достичь средней отметки в 100 пунктов. Наименее всего изменился индекс в Южном регионе: на 1 пункт с 90 до 91.
Индекс потребительских настроений GfK по России и ее отдельным регионам за период с 2008 по 2016 гг. Данные Всероссийского омнибусного исследования GfK
Ожидания рынка
Естественно, в связи с данными опубликованными GfK rus возникает сразу несколько вопросов, касающихся будущего российской экономики. Как известно, наибольший удар по ВВП в период кризиса нанесло именно падение потребления. По данным Росстата в 2016 году сокращение потребления снизило ВВП на 2,6%. Если же настроения россиян сейчас меняются к лучшему, то вполне резонно предположить оживление розничной торговли и соответственно потребительского кредитования. Единственное, что для этого нужно – свободные личные средства, которые граждане захотят тратить. Но именно с этим возникают проблемы.
Надежды на оживление экономики не очень хорошо сочетаются со статистикой утверждающей, что доходы граждан не спешат расти. По оценкам аналитиков Внешэкономбанка, зафиксированный в январе текущего года рост доходов населения был обусловлен разовой выплатой пенсионерам. Причем, этой же выплатой объясняется и увеличение потребительского спроса. Впрочем, сами изменения настроений граждан, по мнению экспертов, могут благотворно повлиять на рынок. «Действительно, улучшение экономической ситуации в стране оказало позитивное влияние на потребительские настроения россиян, что в дальнейшем может способствовать росту потребительского спроса» - считает Богдан Зварич, аналитик группы компаний «Финам».
Похожую точку зрения высказал доктор экономических наук, партнер Matrix Capital и профессор Высшей школы экономики, Евгений Гавриленков: «Некоторое улучшение в динамике розничного товарооборота уже зафиксировала статистика. Продолжился рост импорта. По данным Росстата в феврале оборот розничной торговли в непродовольственном сегменте сократился лишь на 0.6% по сравнению с февралем прошлого года, который был, к тому же, високосным, что фактически уже означает стабилизацию или даже рост с поправкой на календарный фактор. Загадку, правда, представляет собой публикуемая Росстатом сохраняющаяся третий год подряд отрицательная динамика в сегменте продовольственных товаров. И это притом, что практически прекратился спад в сфере услуг, включая общественное питание. Так же важным фактором улучшения ситуации на потребительском рынке стала снизившаяся инфляция».
В сфере потребительского кредитования наиболее позитивную оценку происходящего представила пресс-служба банка «Русский Стандарт: «Начиная с конца 2016 года, мы наблюдаем увеличение роста спроса на потребительское кредитование и, как следствие, оживление рынка. Наметился устойчивый тренд к повышению доступности кредитных ресурсов. Это происходит во многом благодаря снижению ставок по кредитам, увеличению кредитных лимитов и сроков, а также смягчению требований к заемщику и пр. В части выдач кредитов идет постепенный рост, а не резкий всплеск выдачи потребительских займов. Спрос с начала года по отношению к 2016 году вырос процентов на 30%, а выдачи выросли примерно на 10%».
Несколько в другом ключе оценили перспективы роста банковской розницы в пресс-службе Сбербанка: «Рост потребительских настроений коррелирует с ростом спроса на потребительские кредиты. Однако в последние годы стиль потребления заметно изменился. Расходы стали более рациональными, стало меньше импульсивных покупок в кредит. Банки также стали осторожнее. Помимо этого, не способствует росту потребительского кредитования и объявленная ЦБ серия повышений коэффициентов риска по потребительским кредитам. Рост спроса на потребительские кредиты сейчас все же недостаточен, чтобы остановить снижение объемов рынка, хотя темпы снижения заметно снизились. Можно ожидать, что рынок потребительских (неипотечных) кредитов перейдет к росту ближе к осени, но по итогам года все равно покажет снижение».
Независимые эксперты указывают, что в сфере потребительского кредитования более важна будет политика ЦБ России, а не потребительские настроения россиян. «Что же касается потребкредитования, то, на мой взгляд, лучшим стимулом для него станет снижение ставок по кредитам. Так, мы ожидаем, что в 2017 году ЦБ понизит ставку до 8%, что приведет к соответствующему снижению ставок по кредитам и будет способствовать росту спроса на потребительское кредитование», - пояснил Богдан Зварич.
«Поскольку ставки по потребительским кредитам остаются высокими, пока вряд ли можно ожидать существенного увеличения объемов кредитования населения – по крайней мере, до тех пор, пока ЦБ не снизит ставку более существенно, чем это было сделано в марте. Парадокс здесь заключается в том, что чем дольше ЦБ значимо не снижает ключевую ставку, тем выше риски того, что этого и не произойдет. Если цена нефти не будет расти, и останется на уровне 50-55 долларов за баррель, то к лету растущий импорт в совокупности с сезонным ростом спроса на валюту, и выплатами дивидендов компаниями, усилят давление на рубль. Вполне возможно, что ЦБ испугается слишком серьезного ослабления курса рубля, поскольку это может поставить под угрозу поддержания низкой инфляции и сохранит ставку на повышенном уровне» - считает Евгений Гавриленков.
Позитив от усталости
В очередном мониторинге экономической ситуации в России, составленном РАНХиГС, Институтом Гайдара и ВАВТ Минэкономразвития РФ, говорится, что реальные доходы населения продолжают сокращаться, а материальное положение граждан ухудшаться. Реальные денежные доходы в феврале этого года сократились на 4,1% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. На фоне этих данных результаты исследования GfK Rus об улучшении потребительских настроений россиян, на первый взгляд, выглядят более чем странно. Однако и этому есть объяснение. Причины изменения настроений указываются разные. «Что же касается, роста индекса потребительских настроений с декабря прошлого года, то, на мой взгляд, он отражает, в первую очередь, ожидания населения. Их же положительной динамике способствовало укрепление национальной валюты» - считает Богдан Зварич.
В свою очередь, несоответствие настроений и доходов граждан, Евгений Гавриленков объяснил так: «Реальные доходы населения – это такой показатель, к методике расчета которого, есть ряд вопросов. Он очень волатилен и не очень надежен, Поэтому, для понимания того, что происходит на потребительском рынке полезнее смотреть на динамику заработной платы, которая в реальном выражении начала расти уже в прошлом году». По данным мониторинга экономической ситуации в России реальная начисленная заработная плата выросла по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 1,3%.
Вполне возможно предположить и адаптацию людей к жизни в условиях кризиса, а так же усталость от негативных ожиданий. Косвенно это подтверждается в упомянутом мониторинге экономической ситуации в России, где указано, что доля респондентов, ожидающих ухудшения своего материального положения снизилась по сравнению с четвертым кварталом прошлого года с 23% до 20%.
При этом большинство экспертов указывают на то, что смена потребительских настроений в позитивную сторону, факт, несомненно, обнадеживающий для отечественной экономики. Однако делать на основе него далеко идущие выводы пока рано. «Фактически, это просто готовность россиян к более активным покупкам, в том числе крупным. Поэтому рост потребительских настроений, в результате, необязательно приведет к росту розницы, хотя сохранение этой тенденции в течение нескольких месяцев уже позволит делать выводы о скором увеличении розницы и кредитования. Но даже в этом случае лаг может составлять от трех месяцев. Реальные доходы – это фактический показатель, в то время как индекс потребительского настроения, фактически, опережающий индикатор. Поэтому снижение доходов, особенно в реальном, а не в номинальном выражении, совершенно неудивительно, на фоне роста настроений. Такая ситуация встречается достаточно часто» - пояснил Павел Сигал, первый виде президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».
обсуждение