При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Экономика Китая продемонстрировала удивительную устойчивость в августе: более быстрый, чем ожидалось, рост промышленного производства и розничных продаж укрепил хрупкое восстановление, но углубляющийся спад на рынке недвижимости влияет на дальнейшие перспективы.
Более высокие, чем ожидалось, цифры показывают, что вторая по величине экономика мира набирает обороты после того, как едва избежала сокращения в предыдущем квартале и незначительно улучшила перспективы восстановления до конца года.
По данным китайского Национального бюро статистики (NBS), в августе промышленное производство выросло на 4,2% по сравнению с прошлым годом, что является самым быстрым темпом с марта. Это превзошло прогноз роста на 3,8%, ожидаемый аналитиками, опрошенными агентством Рейтер, и рост на 3,8%, продемонстрированный в июле.
Розничные продажи выросли на 5,4% по сравнению с прошлым годом, что стало самым быстрым показателем за шесть месяцев, показатель также превысил прогнозы роста на 3,5% и прирост на 2,7% в июле.
«Это связано с более низкой базой для сравнения — волна дельты (штамма) повлияла на экономическую активность в августе 2021 года», — отметил Джулиан Эванс-Причард, экономист по Китаю в Capital Economics.
Несмотря на то, что оптимистичные данные немного уменьшают разочарованность от вялых темпов восстановления, которое было омрачено слабыми данными по торговле и медленным ростом кредитования, Эванс-Причард не ожидает, что позитивный импульс сохранится в сентябре.
«И хотя текущая вирусная волна, возможно, достигла пика, в ближайшие месяцы активность останется слабой на фоне углубляющегося спада на рынке недвижимости, снижения экспорта и повторяющихся сбоев из-за COVID-19», — сказал он.
Автомобильная промышленность была крупным драйвером как заводского производства, так и розничных продаж, при этом производство автомобилей на новых источниках энергии выросло на 117%, чему способствовали государственные стимулы для более экологичных автомобилей.
Однако из-за простоев на нескольких государственных и частных нефтеперерабатывающих заводах, а также сокращения маржи, добыча сырой нефти оставалась близкой к двухлетнему минимуму. Суточная добыча угля также упала до трехмесячного минимума.
Некоторые аналитики ожидают, что в связи с небольшим количеством признаков того, что Китай скоро значительно ослабит политику нулевой терпимости к COVID, в этом году экономика вырастет всего на 3%, что будет самым медленным ростом с 1976 года, не считая роста на 2,2% во время начала пандемии коронавируса в 2020 году.
«С начала этого года ситуация, связанная с экономическим развитием, стала более сложной и серьезной, чем в 2020 году», — заявил официальный представитель NBS Фу Линхуэй, сославшись на риск глобального спада и проблемы, связанные с антиковидной политикой Китая. Тем не менее, он сообщил, что недавняя политическая поддержка имела определенный эффект.
В отличие от оптимистичных данных об оживлении деловой активности, сектор недвижимости в августе продолжил сокращаться, так как цены, инвестиции и продажи готового жилья продолжали нести потери.
Инвестиции в недвижимость в прошлом месяце упали на 13,8%, что стало самым быстрым темпом с декабря 2021 года, согласно расчетам агентства Рейтер, основанным на официальных данных.
Цены на новое жилье упали на 1,3% в годовом исчислении в августе, что стало самым быстрым с августа 2015 года, продолжив падение на 0,9% в июле.
Рынок недвижимости Китая, который когда-то был ключевым фактором экономического роста, с середины 2020 года переживает кризис за кризисом после того, как регулирующие органы вмешались для того, чтобы сократить чрезмерную долю заемных средств у застройщиков.
Проблемы с недвижимостью ложатся тяжелым бременем на вторую по величине экономику мира, и теперь власти пытаются предотвратить затяжной спад.
В условиях слабого доверия потребителей и бизнеса компании опасаются расширяться и нанимать больше сотрудников. Общенациональный уровень безработицы немного снизился до 5,3% в августе с 5,4% в июле. Безработица среди молодежи оставалась высокой на уровне 18,7% после достижения рекордных 19,9% в июле.
Политики объявили о более чем 50 мерах экономической поддержки с конца мая и подчеркнули, что этот квартал был критически важным для политических действий.
Однако ослабление денежно-кредитной поддержки усложняется быстрым снижением курса юаня по отношению к доллару США, что беспокоит финансовые власти.
В пятницу юань впервые за два года ослаб, преодолев психологически важный уровень в 7 единиц за доллар, под давлением растущего доллара и сильных рыночных ожиданий еще более агрессивного повышения процентной ставки в США на следующей неделе.
Брюс Панг, главный экономист Jones Lang Lasalle, не ожидает, что центральный банк Китая снизит процентные ставки в ближайшем будущем.
Вместо этого смягчение может быть достигнуто за счет мер по обеспечению ликвидности и поддержки производства и «зеленых» инвестиций.
«Другие варианты политики, в том числе снижение коэффициента обязательных резервов, остаются на столе переговоров», — сказал Панг.
Другие ожидают снижения базовой процентной ставки по кредитам после того, как крупные банки Китая снизили ставки по депозитам, что может ослабить давление на маржу.
Чтобы стимулировать рост, власти вернулись к старой схеме, выпустив долговые обязательства для финансирования крупных общественных проектов. Инвестиции в инфраструктуру выросли на 8,3% за первые восемь месяцев по сравнению с прошлым годом, ускорившись с 7,4% в январе-июле, как показали пятничные данные.
На заседании кабинета министров под председательством премьер-министра Ли Кэцяна было объявлено о расширении налоговых льгот для малых предприятий и дополнительной квоте на 200 млрд юаней на продление кредитования производства и сферы социальных услуг.
Аналитики ожидают новых сбоев из-за ужесточения антиковидных мер в сентябре перед съездом правящей Коммунистической партии, который начнется 16 октября, на котором председатель Си Цзиньпин может остаться на безпрецедентный третий срок.
Новая команда экономического руководства, которая, вероятно, усилится в следующем году, унаследует ряд проблем, в том числе вопросы о том, как свернуть то, что многие считают неустойчивой политикой нулевой терпимости к COVID, как преодолеть имущественный кризис и снять напряженность в отношениях с Вашингтоном.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- China's economy perks up but dogged by property crisis (Reuters)
обсуждение