При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Поскольку Европейский Союз надеется на перезагрузку отношений с Соединенными Штатами при новом президенте, блок полон сомнений по поводу других трансатлантических отношений.
Торговый пакт, заключенный в 2019 году с блоком МЕРКОСУР, состоящим из Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая, после двух десятилетий переговоров, обещал стать крупнейшей сделкой ЕС с отменой импортных пошлин на продукцию в размере 4 млрд евро (4,8 млрд долларов).
Но два года спустя пока так и неясно, когда и как вступит он в силу из-за опасений Европы по поводу исчезновения лесов Амазонки и скептицизма по поводу приверженности Бразилии решению проблемы изменения климата при президенте Жаире Болсонару.
Сомнения усиливаются из-за обнародованной в феврале новой торговой стратегии ЕС, в которой говорится, что потенциальные партнеры самого богатого торгового блока мира должны соблюдать стандарты в отношении окружающей среды и прав трудящихся.
Хотя мало кто заметил, что с тех пор, когда ЕС начал переговоры с МЕРКОСУР в 1999 году, контроль торговых сделок только усилился, особенно после того, как блок начал переговоры о трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (TTIP) с США в 2013 году, вызвав массовые протесты.
ЕС стремится к более тесному сотрудничеству с Соединенными Штатами в торговле. Президент США Джо Байден сменил Дональда Трампа, но переговоры по TTIP, приостановленные в 2016 году, так и не будут возобновлены.
За кейсом МЕРКОСУР внимательно следят другие потенциальные партнеры Евросоюза, зная, что инвестиционное соглашение, согласованное с Китаем в декабре, также подлежит тщательной проверке.
«Торговля и так достаточно сложна. Эти дополнительные проблемы только усложняют для ЕС заключение сделок с кем-либо еще», - утверждает Дэвид Хениг, директор аналитического центра ECIPE, выступающего за свободную торговлю.
По словам Хенига, за исключением Австралии и Новой Зеландии, на горизонте не осталось «легких сделок» для ЕС, отметив потенциально трудные переговоры со странами АСЕАН, включая Индонезию и Филиппины.
Португалия, имеющая тесные связи с Южной Америкой, сделала заключение сделки приоритетом своего председательства в делах ЕС в первой половине 2021 года, заявив, что на карту поставлено доверие к Европе.
Торговое соглашение нуждается в поддержке Европейского парламента и членов ЕС, чтобы вступить в силу, и далеко не все в убеждены в благоприятном исходе.
Франция и Ирландия, обе производящие говядину и опасающиеся импорта мяса, пригрозили заблокировать сделку через несколько месяцев после того, как она была согласована на основании того, что в тропических лесах Бразилии вспыхнули пожары.
С тех пор Австрия вышла на первый план. «Нет МЕРКОСУР» записано в новом правительственном соглашении, а вице-канцлер Вернер Коглер, зеленый, в этом месяце написал премьер-министру Португалии, что Австрия «сделает все возможное», чтобы воспротивиться этой сделке.
Министр сельского хозяйства Бразилии Тереза Кристина Диас и вице-президент Гамильтон Моурао говорят, что экологические проблемы являются маской для европейского протекционизма. Но обе стороны признают, что соглашение не пройдет в его нынешнем виде.
Бразилия, занимающая пятое место по объему выбросов парниковых газов, имеет агрессивные долгосрочные планы по сокращению выбросов и сдерживанию вырубки лесов, но ослабление Болсонару мер по охране окружающей среды поколебало уверенность в возможности их достижения.
Критики говорят, что 15 страницам существующего текста МЕРКОСУР о труде и окружающей среде не хватает конкретики. Европейская комиссия предлагает южноамериканскому блоку взять на себя более четкие обязательства.
В этом месяце эта идея получила широкую поддержку в странах ЕС. Страны МЕРКОСУР заявляют, что ждут текста об изменении климата и вырубке лесов.
Один дипломат МЕРКОСУР, попросивший не называть его имени, предупредил, что документ должен быть сбалансированным, а не просто перечислять требования ЕС.
Европейский Парламент хочет взять на себя обязательство по мониторингу и обеспечению соблюдения универсальных стандартов и четких последствий их нарушений.
«Без этого было бы проблематично. В большей или меньшей степени в каждой политической группе есть несколько критических голосов», - отметил Бернд Ланге, председатель парламентского комитета по торговле.
В 2012 году парламент отклонил межстрановое торговое соглашение о борьбе с контрафактной продукцией, но Ланге сказал, что парламент предпочел улучшить, чем отклонить сделки.
«Теперь дело за переговорным процессом, чтобы найти решение», - добавил он.
Ожидается возобновление переговоров с неясной датой окончания.
Министр торговли Франции Франк Ристер сказал, что Франция хочет, например, увидеть, что Бразилия сделает на конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата в ноябре. Это даст Франции возможность продвинуть сделку в начале 2022 года, когда она станет председателем ЕС.
Однако это совпадает с кампанией президента Франции Эммануэля Макрона по переизбранию в потенциально напряженной гонке, в которой сделка с МЕРКОСУР может стоить ему поддержки.
Некоторые советуют подождать еще дальше в следующем году, когда в октябре состоятся президентские выборы в Бразилии.
Дипломат одного из потенциальных партнеров ЕС сказал, что опыт МЕРКОСУР показал, что Европейский Союз стал сложным партнером для заключения торговой сделки. Извлеченный урок заключался в том, чтобы попытаться решить все вопросы заранее, чтобы избежать втягивания во второй раунд «квази-переговоров».
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Analysis: Twenty years on, EU turns cold on Mercosur trade deal (Reuters)
обсуждение