Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

Европейские биржевые трейдеры делают ставки на «темные пулы»

Аа +
+1 -0

Блокбастерные торги на фондовом рынке становятся все более популярными среди европейских инвесторов.

Представьте себе эксклюзивную игру в покер, в которой минимальная ставка приближается к 1 млн долларов. Вариант биржевой торговли, «темные пулы», в которых проводятся блокбастерные торги, привлекает в Европе большие деньги. Их рост был быстрым.

24 июня 2016 года, на следующий день после голосования по Brexit, только 3% торгов на платформе голубых фишек Лондонской фондовой биржи проводились в ее темном пуле посредством так называемых блочных сделок, мега-ставок на сумму около 800 тыс. долларов и более.

Перенесемся примерно на четыре года, до 9 ноября 2020 года - еще одного знаменательного дня для рынков, когда Pfizer стал первым разработчиком вакцины против COVID-19, объявившим о достижении успеха - и 58% сделок были заключены в этих гигантских блоках.

По словам Роберта Барнса, главы отдела первичных рынков LSE Group, растущий интерес свидетельствует о том, что блочная торговля акциями в американском стиле «становится по-настоящему популярной» среди европейских институциональных инвесторов.

LSEG - одна из немногих европейских бирж, пытающихся захватить долю рынка, видя, как темные пулы - традиционно управляемые инвестиционными банками или специализированными платформами - выкачивают растущие объемы торгов из своей отрасли.

Общеевропейский биржевой оператор Euronext сообщил Рейтер, что готовится к запуску собственного бизнеса - Euronext Block - в ближайшие месяцы.

Блочные торги настолько велики - регуляторы ЕС устанавливают не менее 650 тыс. евро (795 тыс. долларов США) для акций с большой капитализацией - на практике они слишком дороги для инвесторов, чтобы торговаться на основных биржах, где они могут качать рынок и обваливать цены.

По данным инвестиционного банка и исследовательской компании Rosenblatt Securities, на такие «внебиржевые» сделки приходилось 4,2% от общего ежемесячного объема торгов в ЕС в феврале по сравнению с 1,5% в январе 2017 года. За этот период объем блочных сделок на более зрелом рынке США снизился с 9,6% до 6,7%.

Таким образом, бизнес-ситуация складывается в пользу темных пулов, которые уводят покупателей и продавцов все дальше от более широкого рынка и контроля со стороны регулирующих органов.

Goldman Sachs сообщил Рейтер, что его объемы блок-трейдинга в Европе в первом квартале 2021 года уже превысили годовой уровень 2020 года, который сам по себе увеличился вдвое по сравнению с 2019 годом. Он отказался раскрыть объемы. Другой ведущий банк США подтвердил аналогичные темпы роста в Европе на условиях анонимности.

Согласно данным брокерской и аналитической компании Instinet, среди других ведущих площадок в апреле на европейской платформе блочной торговли CBOE было продано акций более чем на 7 млрд долларов, а на Liquidnet - на более чем 10 млрд долларов.

Джейсон Ленцо, глава отдела торговли лондонской Russell Investments, сказал, что если объемы блок-трейдинга продолжат расти, инвесторам придется адаптироваться. Он добавил, что Russell увеличил свою долю блочных сделок с 30% от всех объемов торговли пару лет назад до «середины 30-х годов».

«Если будет больше блочной торговли, то вам, безусловно, придется изменить свою торговую стратегию, - сказал он. - Вы хотите быть на рынке, на котором сосредоточена ликвидность».

LSE И Euronext

Сдвиг в сторону темной зоны встревожил некоторые основные европейские фондовые биржи, которые лоббируют ужесточение контроля над такими конкурирующими площадками, заявляя, что они препятствуют прозрачности.

Цены сделок на темных пулах передаются только более широкому - или «освещенному» - рынку после совершения сделки, в отличие от биржи, где они отображаются до тех пор, пока не будут выполнены.

Немецкая Deutsche Boerse заявила, что торговля темными пулами может оказать негативное влияние на обнаружение цен, когда дело доходит до заказов меньшего размера, и что в конечном итоге это приведет к увеличению торговых издержек для эмитентов и инвесторов.

«Торговля в темноте должна быть ограничена, чтобы не навредить ценообразованию в долгосрочной перспективе», - сказала Сандра Винсент, руководитель отдела рыночной структуры и регулирования Deutsche Boerse Cash Market.

Регуляторы ЕС тоже обеспокоены. С MiFID II в 2018 году они постановили, что только 8% от среднего объема торгов по акциям можно совершать через темные пулы, и установили минимальные ограничения для размера каждой сделки, которые могут исключить все, кроме самой большой рыбы.

Тем не менее, темный пул LSE стал важным источником доходов после отделения Великобритании от ЕС и его правил.

Торговля на бирже Turquoise, торговой площадке, в которой контрольным пакетом акций владеет LSE, в прошлом году увеличилась вдвое и составила около 241 млрд евро по сравнению с 2015 годом, когда биржа начала отчитываться по годовым объемам для подразделения. За тот же период объемы основной биржи LSE упали на 18% до 1,4 трлн евро.

Бизнес блочной торговли получил импульс в декабре, когда регуляторы в Великобритании, теперь конкурирующей с континентом за инвестиционные деньги, заявили, что международным инвесторам будет разрешено торговать почти неограниченным количеством акций в стране.

Euronext сообщил Рейтер, что придерживается другой политики. Вместо того, чтобы конкурировать с существующими игроками, более сосредоточенными на акциях с большой капитализацией, он заявил, что собирается запустить площадку для блочной торговли для компаний с малой и средней капитализацией, которую он охарактеризовал как «недостаточно обслуживаемую и игнорируемую» в европейской торговле в целом.

«В ближайшие несколько месяцев я пока не могу назвать дату, мы просто размещаем предложение для клиентов, мы собираемся запустить что-то под названием Euronext Block, - сказал Саймон Галлахер, глава отдела денежных средств и деривативов Euronext. - В средних ценах это может быть ордер на сумму 10 тыс. евро, что эквивалентно сделке с голубыми фишками на освещенном рынке».

Экономия на блокбастере?

Экономия затрат, предлагаемая блочными сделками, является большим преимуществом для европейской инвестиционной индустрии, многие из которых уже подвергаются более строгому контролю со стороны регулирующих органов по поводу комиссионных сборов с клиентов.

Согласно анализу, проведенному в конце 2020 года торговой платформой Instinet, которая управляет европейским темным пулом под названием Blockmatch, блочная торговля сэкономила бы инвестору почти 90% стоимости транзакции, которую они в противном случае понесли бы. Он определяет стоимость транзакции как «цена, достигнутая для заказа, по сравнению с ценой, доступной на момент, когда вы решили совершить сделку, или, что более важно, по сравнению с ожидаемой стоимостью».

Дэнни Маллинсон, глава отдела исполнительных услуг в регионе EMEA в Goldman Sachs, сказал, что сокращение затрат делает блочную торговлю все более привлекательной для инвесторов.

«Последние 12–18 месяцев мы жили в рыночной среде, где стоимость торговли росла по мере увеличения спредов», - добавил он.

Поскольку торговля концентрируется в начале и в конце каждого дня, рынки с все более тонкими объемами делают транзакции дорогими, и их почти невозможно скрыть. Цены спроса и предложения часто сильно различаются, что означает, что даже сделки среднего размера могут сдвинуть рынки.

«Некоторые из этих спредов могут составлять 20 базисных пунктов, а некоторые могут достигать 500 базисных пунктов», - сказал Ленцо из Russell Investments.

Скандал с Archegos

В Соединенных Штатах блочные сделки были частью инвестиционной сцены на протяжении большей части двух десятилетий. Многие биржи используют двойную стратегию с отдельными платформами, ориентированными на розничных и институциональных инвесторов.

Эти платформы обычно мирно сосуществуют, поскольку институциональные клиенты торгуют со своими коллегами, не беспокоясь об утечке информации, в то время как розничный инвестор может торговать крошечными объемами, не беспокоясь о больших заказах.

Однако могут возникнуть проблемы, когда эти рынки сталкиваются, как это произошло в этом году, когда крах Archegos Capital привел к тому, что институциональные инвесторы сбросили большое количество акций через темные пулы. Новости просочились, что спровоцировало распродажу на более широком массовом рынке и заставило некоторых розничных инвесторов задаться вопросом, почему крупные игроки первыми предоставили конфиденциальную информацию.

Регулирующие органы США не усиливают проверку темных пулов напрямую, но изучают отношения между инвестиционными банками и хедж-фондами.

Бен Стивенс, глава отдела управления продуктами в Instinet, сказал, что преимущества блочной торговли, особенно электронных промежуточных блоков и гарантированных цен от дилеров, означают, что эта практика останется в Европе.

«Альтернативная стоимость отказа от торговли блоком по сравнению с торговлей на освещенном рынке настолько высока, что это означает, что управляющие активами будут продолжать выбирать выполнение блоков в электронном виде там, где они могут», - добавил он.

Материалы на эту тему также можно прочитать:
European stock traders place their blockbuster bets in the dark (Reuters)

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все публикации »
+1 -0
939
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)