Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

Банки стремятся контролировать бизнес онлайн

Роман Ромашевский,
финансовый директор резидента «Сколково» финтех-маркетплейса VR_Bank

Тренд к переходу с web на мобильный доступ в банк происходит в течение последних пяти лет, при этом качество и перечень услуг, доступных в онлайне у кредитных организаций до сих пор сильно разнится. Однако именно сегодняшние лидеры технологической трансформации в перспективе 2-3 лет изменят расстановку сил в банковском сегменте и будут конкурировать за новый объем рынка.

Запрос от малого и среднего бизнеса, самозанятых, индивидуальных предпринимателей станет дополнительным стимулом синхронизировать интернет-банк и мобильный банк, повысить качество и расширить возможности мобильного приложения, предложить сервисные услуги для предпринимателей. Эта целевая группа сформирует в течение ближайших 5-7 лет отдельный сегмент на рынке банковского обслуживания. Таковы данные исследования, проведенного совместно VR_Bank и Фонд «Сколково», которые оценили степень цифровизации ТОП-30 банков по итогам работы в I полугодии 2019 года.

Методология рейтинга объединила 4 различных блока, которые дают представление об онлайновости банка и готовности к цифровизации.

Первый блок – это финансовые показатели, косвенно отражающие объём расходов кредитных организаций на IT (доля расходов на НИОКР, лицензионное ПО и телекоммуникации в общих операционных расходах за 2018 год, отношение нематериальных активов к общему капиталу банка на 1 января 2019 года).

Второй блок – наличие онлайн-сервисов, доступных клиентам-физическим и юридическим лицам: участие в системе быстрых платежей, наличие интерфейса для самозанятых граждан, онлайн-бухгалтерия для малого бизнеса, возможность зарезервировать номер расчетного счёта онлайн.

Третий блок – количество установок и рейтинг приложений для физлиц в AppStore и GooglePlay.

Четвертый блок – анализ качества и скорости обработки обращений в Facebook, ВKoнтакте, Instagram, такого рода сервис для физических лиц и ИП – важное конкурентное преимущество.

Оказалось, что Сбербанк, который заработал за шесть месяцев 43% (444,2 млрд руб), то есть почти половину прибыли сектора, имеет самую низкую долю расходов на НИОКР, лицензионное ПО и телекоммуникации в общих операционных расходах за 2018 год. Причин этому может быть несколько, как особенности управленческой отчетности, так и то, что работа выполнялась в большей степени штатными специалистами, чем передавалась вендорам.

Ожидаемо участниками первой десятки стали Тинькофф Банк, ЮниКредит Банк, Райффайзенбанк, Ситибанк, Росбанк, Всероссийский Банк Развития Регионов, Русский Стандарт.

Интригой на фоне этих кредитных организаций стало первое место у локального Банка «Санкт-Петербург». Этот небольшой банк имеет все шансы стать успешным прототипом перехода из классического формата в диджитал. На каждые 100 тыс клиентов кредитная организация имеет наименьшее число офисов на территории присутствия.

Сбербанк России, Тинькофф Банк, Альфа-Банк, Райффайзенбанк, АК Барс, Росбанк, ВТБ, Банк «Санкт-Петербург», Московский Кредитный Банк – кредитные организации, находящиеся на этапе зрелой трансформации бизнеса, закономерно вошли в ТОП-10 банков по критерию соотношения нематериальных активов к общему капиталу банка.

Дистанционное обслуживание предлагают сегодня все банки, единственное, что расходы на его модернизацию у универсальных банков могут в удельном весе оказаться меньше.

К 2024 году в нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в качестве самозанятых должно быть зарегистрировано 2,4 млн человек. Как оказалось, на практике готово работать с самозанятыми ограниченное число банков. На момент составления рейтинга располагали сервисом для самозанятых Сбербанк России, Альфа-Банк, АК Барс. Татарстан является примером региона с высокоразвитой политикой поддержки инноваций, а значит у АК Барс есть все шансы сохранить свое лидерство и впредь.

Нет большой заинтересованности у крупных кредитных организаций взять на себя онлайн бухгалтерию, отправку отчётности в контролирующие органы, ведение документооборота. Услугу предпринимателям оказывают Сбербанк России, Альфа-Банк, АК Барс, Тинькофф Банк. Пока основные игроки этого рынка – некрупные технологичные банки для предпринимателей и сервисы.

Открыть счет в ходе подготовки рейтинга оказалось проще. Сделать это онлайн юридическому лицу с минимальными усилиями можно в Сбербанке России, Россельхозбанке, Альфа-Банке, Райффайзенбанке, Банке «Санкт-Петербург», России, АК Барс, Банке Уралсиб, СМП Банк, Тинькофф Банк, Русский Стандарт, Связь-Банк, Банк ДОМ.РФ, Московском Индустриальном Банке.

Все чаще одним из критериев выбора банка становится удобство работы с банковским мобильным клиентом для Android или iOS. Функциональность, удобство, модернизация приложений для ускорения и облегчения работы с ними, безопасность – вот плоскость, в которой онлайн банки будут конкурировать в ближайшие 1-2 года. Наиболее скачиваемыми установками на момент подготовки рейтинга оказались приложения Сбербанка России, ВТБ, Газпромбанка, Россельхозбанка, Альфа-Банк, Московского Кредитного Банка, Банка «ФК Открытие», ЮниКредит Банка.

Вышеперечисленные банки активно присутствуют в Facebook, ВКонтакте, Instagram. Примечательно, что в Facebook очень активная сервисная поддержка у банков Банк Уралсиб, Альфа-Банк, ВТБ, Тинькофф Банк, Новикомбанк. У других банков ТОП-30 ответы поступают в течение нескольких часов или даже дня. Гораздо быстрее банки отвечали ВКонтакте. В банках Тинькофф Банк, Сбербанк России, Альфа-Банк, Почта Банк, Банк «Санкт-Петербург», Русский Стандарт, Газпромбанк, Банк Уралсиб скорость ответов не превышала 15 минут, а иной раз минуты.

Наращивание доли цифрового бизнеса – это вопрос выживания для банков. Причем для большинства кредитных организаций речь уже идет о конкуренции с банками ТОП-10, пытающихся на 360 градусов охватить интересы своих клиентов, как физических, так и юридических лиц. Результаты рейтинга позволяют сделать вывод о высокой готовности кредитных организаций к цифровизации взаимоотношений с клиентами, созданий экосистем для удовлетворения новых клиентских запросов. Уже в 2019 году мы увидим, как банки будут расширять собственные digital-команды с компетенциями бизнеса, ИТ и маркетинга, пониманием глобальной экономической повестки, привлекать финтех-компании для реализации стратегии ускоренного роста.

Итак, по степени готовности банков к цифровизации агрегированные результаты рейтинга по ТОП-10 кредитных организаций таковы (по степени убывания): Тинькофф Банк, Сбербанк России, Альфа-Банк, Райффайзенбанк, АК Барс, Росбанк, ВТБ, Русский Стандарт, Банк «Санкт-Петербург».

Главное отличие данного рейтинга в том, что он наглядно демонстрирует не только намерения, но и конкретные шаги кредитной организации направлять ресурсы, разрабатывать цифровые технологии для создания новых бизнес-моделей и предоставлять дополнительные возможности своим клиентам.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)