При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Продемонстрировать доходность по договорам инвестиционного страхования жизни оказалось для многих компаний нерешаемой задачей.
Еще несколько лет назад договоры инвестиционного страхования жизни были довольно редким явлением. Минимальная сумма, необходимая для инвестирования, составляла около 1 миллиона рублей. В течение последних 5 лет количество договоров действующих договоров некредитного страхования жизни (инвестиционного и накопительного) выросло до 4,5 миллионов.
В 2017-2018 годах подошел к концу срок действия договоров, заключенных в начале массовых продаж. Результаты оказались неожиданными для многих инвесторов. Несмотря на то, что в отличие от депозитов договоры ИСЖ не входят в систему страхования вкладов, с первой задачей – сохранением капитала – справились все страховые компании. Громких банкротств страховщиков жизни не было, большинство из них являются дочерними компаниями универсальных страховщиков или банков и соответствуют необходимым требованиям.
А вот вторая задача – получение дохода – осталась для многих нерешенной. При обещанной доходности до 20% годовых, клиенты получили в лучшем случае 7-8%. По данным Центрального банка, средняя доходность по договорам со сроком действия 3 года составила 3,3% годовых, со сроком действия 5 лет –2,4%. По действующим договорам потенциальная доходность еще ниже: 0,9% по трехлетним и 1,6% – по пятилетним. Даже успешные стратегии инвестирования принесли около 10% годовых, что ниже доходности по депозитам за этот же период.
Таким образом, ожидания многих клиентов оказались обманутыми. Стоит обратить внимание, что закончившиеся договоры заключались в начале массовых продаж, когда ограничения по сумме договора были достаточно высокими. После снижения минимальной суммы до 50 тысяч рублей, в число владельцев полисов инвестиционного страхования жизни попали клиенты, для которых этот продукт не предназначен (ошибочно полагающие, что ИСЖ – более доходная замена депозита). У большинства таких клиентов договоры пока действуют, поэтому рост числа жалоб еще впереди.
После окончания действия договора страхователю предстоит выбор: продлить договор или выбрать другой способ вложения средств. Правильно оценить стратегию очень сложно. Клиент не является профессиональным инвестором, и даже если какая-то стратегия принесла хороший доход, это не является гарантией такого же успеха в будущем.
Учитывая низкую доходность, возможные потери при досрочном расторжении договора, отсутствие гарантий аналогичных системе страхования вкладов, скорее всего, значительная часть клиентов вернется обратно к депозитам. Но при правильном позиционировании договор инвестиционного страхования жизни может стать ступенькой к более сложным вариантам инвестирования (фондовый рынок, паи инвестиционных фондов).
Обещания и результаты оказались далеко друг от друга, но не всегда это вина страховой компании. 90% договоров страхования жизни заключается через банки. Ожидания многих клиентов оказались обманутыми из-за политики агентов – кредитных организаций, которые вместо исполнения функций квалифицированного финансового консультанта стали источником мисселинга (неправильного, недостаточного информирования об условиях договора), желая получить комиссионный доход. Комиссионное вознаграждение банкам по страхованию жизни составляет ~15%; в 1 полугодии 2018 года они получили от страховщиков 21 млрд рублей по договорам страхования жизни, не относящимся к страхованию заемщиков.
Итог массовых продаж некредитных продуктов в сегменте страхования жизни свидетельствует о том, что резкий рост количества договоров ИСЖ, наблюдавшийся в последнее время – этап развития рынка, а не долгосрочная тенденция.
обсуждение