При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Все чаще компании испытывают разочарование от результатов инноваций, несмотря на инвестиции и время, которые требует эта деятельность. Принято считать, что проблема кроется в качестве реализации задуманного, на самом деле все гораздо сложнее – у многих компаний отсутствует стратегия инновационного развития.
Согласно данным исследования McKinsey, использование полного спектра инновационных рычагов становится обязательным условием лидерства и залогом устойчивого конкурентного преимущества. Если раньше компании могли фокусироваться на одном типе инноваций, то теперь для получения весомого и устойчивого конкурентного преимущества игрокам любой отрасли необходимо комплексно заниматься инновациями, объединяя продуктовые инновации, процессные инновации и инновации в построении бизнес-модели.
За последние десять лет комплексный подход в реализации инноваций сдерживал ряд факторов. Среди них способность генерировать новые знания, трансформировать прикладные исследования в готовые решения для бизнеса и наконец потребность бизнеса в новых технологиях и готовность к трансформации.
Сейчас во всем мире и в России мы видим, что инновационный подход в бизнесе все чаще становится суммой разных решений. Инновации больше не привязаны к ежеквартальной отчетности или к каким-то производственным KPI. И это очень правильный тренд. Каждое действие в бизнесе нужно оценивать через призму прибыли. Зачем нужны инновации, которые не ускорят развитие бизнеса или не способны вывести его на другой уровень.
Как понять, что ваша компания располагает необходимыми элементами стратегии развития инноваций?
- Создана соответствующая рабочая среда
Дух новаторства должен поддерживаться корпоративной культурой и начинаться на уровне руководства компании. Сотрудники не должны бояться ошибок, смело высказывать свое мнение, быть открытыми к активному сотрудничеству. При этом процветание инноваций требует отсутствия бюрократии, жесткой дисциплины, нетерпимости к некомпетентности.
Если классическая структура корпорации сдерживает внедрение инноваций, нужно отделить эту часть бизнеса. Создавать другие необходимые условия для развития инновационного мышления и идей.
- Центр принятия решений
Когда инновационный процесс проходит без выраженного лидера, добиться прорывного успеха бывает крайне сложно. Очень многие компании говорят сегодня о своей заинтересованности в инновациях, но при этом у них отсутствует менеджер, ответственный за эти изменения. Именно эти люди создают или в будущем создадут новую ценность для клиентов и компании.
Мой многолетний опыт работы в банках и телекоме позволяет говорить о том, что инновационный процесс может быть эффективным при условии, что протекает он стремительно и максимально продуктивно. Найдите своих бунтарей, адаптируйте систему мотивации, формируя толерантность к риску и наделяя новаторов необходимой свободой для возможности экспериментировать и пробовать новое.
- Применение лучшего клиентского опыта
Когда компания ставит клиента на первое место – это становится хорошей тягой для развития бизнеса. Инновации дают еще больше возможностей для глубинного анализа данных с целью понимания потребностей клиентов. Компании, действительно реализующие стратегию инновационного развития, инвестируют в сбор внешней и внутренней информации, строят модели для принятия решений и развития эффективных коммуникаций с клиентами.
- Открытость к коллаборациям
Инновации требуют широкого набора компетенций и серьезных ресурсов, которые зачастую недоступны отдельно взятой компании. Поэтому партнерство и эффективное
взаимодействие с широким кругом участников инновационной деятельности, например, представителями науки, компаний смежных отраслей, стартапами, поставщиками продукции и услуг важны для внедрения новаций и их успешной коммерциализации. Структурированная система взаимодействия с партнерами также способствует более успешному выводу продуктов на рынок. Ведь инновационная деятельность имеет принципиально иной профиль
риска и менее предсказуемую результативность.
- Готовность к изменениям
Скорость в реализации инноваций обусловлена необходимостью быстрого возврата инвестиций. Компании по-разному концентрируются на поиске способов достижения целей. Могут задействовать небольшие проектные группы для концентрации на разработке продукта или внедрять другие организационные изменения. В любом случае, сделав ставку на инновации, компаниям придется исключить в своей корпоративной культуре такие понятия как нет, не могу, не получится.
Только в том случае, если в стратегии компании присутствуют все перечисленные элементы, можно считать, что бизнес встал на инновационные рельсы. В обратном случае увлечение инновациями может быть преждевременным, стать отвлекающим маневром при достижении целей роста компании.
Однако для по-настоящему революционных технологических изменений в масштабе страны требуется принципиально новый уровень взаимодействия крупного бизнеса, государства, науки. Активная позиция, занимаемая государством, в перспективе способна сильно ускорить инновационные процессы в корпорациях. Ведь именно крупные компании, согласно анализу McKinsey, на самом деле до сих пор являлись источниками большей части глобальных инноваций.
обсуждение