Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

IPO снова в тренде

Аа +
+1 -0
Антон Ефремов,
партнер аудиторско-консалтинговой группы «Юникон»

На российском рынке IPO наступает оттепель после небольшой паузы. И это неудивительно. В условиях высоких процентных ставок компаниям малого и среднего бизнеса для получения финансирования намного выгоднее размещать акции, чем привлекать банковские кредиты или выпускать облигации.

В 2023 году на Московской бирже проведено девять IPO и четыре SPO. В этом году можно ожидать выхода еще большего числа новичков.

По оценкам Мосбиржи, уже в течение первого полугодия может состояться IPO 7-8 компаний. Банк России ожидает 9-11 новых IPO до конца года. Аналитики компании «Финам» подсчитали, что технически к проведению IPO готово порядка 3 тыс. российских компаний.

Скорее всего, в 2024 году мы не увидим крупных IPO. Основная активность смещается в сектор малого и среднего бизнеса. Доступность относительно длинных беззалоговых денег для МСП – это практически единственная возможность вывести бизнес на качественно новый уровень. Способствует выходу на биржу малого и среднего бизнеса и готовность инфраструктуры.

Сдерживающим фактором, пожалуй, выступает только собственная организационная и финансовая неготовность МСП к получению публичного статуса. Мы очень часто видим ситуации, когда по этой причине компании долго не могут выйти на IPO, либо вообще дело не доходит не только до размещения акций, но и до выпуска облигаций.

Можно выделить несколько факторов, которые нужно учитывать малым и средним компаниям, планирующим работать с рынком капитала.

Начинать подготовительную работу для успешного размещения бумаг на бирже нужно не менее, чем за год. Для этого потребуется перестройка корпоративного управления и качественная финансовая отчетность по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Большинство МСП отчитываются по российским стандартам бухгалтерского учета и отчетности (РСБУ), и часто отчетность по РСБУ имеет основной целью – представление ее в налоговые органы. Многие компании малого и среднего бизнеса не проходили аудит, а если и проходили, то очень формальный. Но для выхода на публичный рынок и получения рейтингов необходима финансовая отчетность по МСФО, подтвержденная аудиторской организацией с хорошей репутацией, например, из числа входящих в реестр Банка России.

Финансовая отчетность по МСФО, соответствующая всем требованиям, не может появиться сразу, это отдельная задача. В большинстве случаев МСП ранее не готовили финансовую отчетность по МСФО, поэтому они делают так называемое «первое применение МСФО», когда в соответствии с требованиями МСФО отчетность готовится за три последних завершенных года. Для подготовки такой отчетности требуется время, обычно это от 6 месяцев до года. К тому же обычно требуется внесение изменений в учетные политики, перестройка бухгалтерских и ИТ служб компании для более оперативной подготовки требуемой информации и расчетов для МСФО и аудита – все это также занимает время.

Компаниям перед выходом на биржу нужно внедрить практику качественного корпоративного управления, которая является одним из наиболее важных факторов, оказывающих влияние как на успех первичного размещения акций, так и на последующее их обращение, уровень листинга и курсовую динамику акций эмитента. Приведение в соответствие качества документов, финансовой отчетности по МСФО, корпоративной практики требованиям биржи, регулятора, кодекса корпоративного управления для получения определенного уровня листинга потребует временных и финансовых вложений, тщательной подготовки.

Наличие компетентного центра – это необходимый шаг для компании, которая идет по пути внедрения и развития современных корпоративных практик. Очень часто любой запрос от аудиторов, оценочных организаций, рейтинговых агентств решается буквально в ручном режиме. При том, что скорость предоставления информации и в целом ее наличие в компании напрямую влияют на успешность выхода компании на биржу. Для одних компаний решением вопроса становится объединение нескольких специалистов в проектных офис или рабочую группу, для других – компетентный финансовый директор, способный организовать всю работу. Также важно иметь хорошо проработанную дорожную карту подготовки к IPO с указанием необходимых действий, сроков и ответственных, включая как подразделения внутри компании, так как внешних консультантов, аудиторов, юристов, организаторов, рейтинговых агентств.

Наличие эффективно работающей системы внутреннего контроля и аудита и риск-менеджмента – это еще один показатель оценки готовности эмитента с точки зрения биржи и рейтинговых агентств, а также аудиторов. Прямого требования к МСП со стороны регуляторов по наличию системы внутреннего контроля и аудита нет, но если компания ей располагает, то это существенный плюс. Малым и средним предприятиям риск-менеджмент нужен для того, чтобы своевременно выявлять и снижать риски, связанные с проектом. Можно не создавать собственную систему риск-менеджмента, а воспользоваться практикой, используемой в банках.

Наличие четкой стратегии и умение рассказать свою историю успеха является необходимым инструментом для успешных переговоров с организаторами и биржей при подготовке к первичному размещении бумаг. Нередко предприниматели не умеют красиво упаковать свой бизнес – сделать стратегию на ближайшие 3-5 лет, рассказать о рыночных позициях, конкурентном преимуществе.

Не все будущие эмитенты понимают, что развитие и поддержание прозрачности корпоративного управления и требований биржи и Банка России по ежемесячному, ежеквартальному и ежегодному раскрытию информации – это постоянный процесс. Заниматься совершенствованием системы корпоративного управления и контролем над своевременным и качественным раскрытием информации эмитенту придется в постоянном режиме после выхода на биржу. Если это происходит недостаточно качественно или со сбоями, у биржи будут накапливаться вопросы к эмитенту. В этом случае Мосбиржа может поставить вопрос об изменении уровня листинга. Поводом для такого решения может стать несоблюдение сроков публикации и раскрытия информации, неудовлетворительное качество финансовой отчетности, аудита, недостаточная открытость и прозрачность со стороны менеджмента и корпоративного управления эмитента.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)