Воскресенье, 08.09.2024
×
Инвестиции: ставка на ритейл. Еда, напитки, одежда, обувь, косметика, фармация | Ян Арт. Finversia

Как создать эффективную финансовую стратегию

Евгений Спиридонов,
профессиональный финансист, член АССА – международной ассоциации финансовых специалистов, финансовый директор ПАО «ЯТЭК»

Для каждой компании эффективное управление финансами является неотъемлемой частью успешного ведения бизнеса, и финансовая стратегия здесь – ключевой инструмент для достижения устойчивого роста и максимизации прибыли.

Финансовая стратегия – база для принятия обоснованных решений в компании. Она помогает определить направления развития, расставить приоритеты и мобилизовать ресурсы для достижения целей. Если она хорошо спланирована, то позволяет минимизировать риски, оптимизировать расходы и стабильно расти в прибыли. Она также служит важным инструментом для привлечения инвесторов и поддержания доверия стейкхолдеров – заинтересованных лиц внутри и вне компании, например, акционеров, поставщиков и т.д.

Разработкой финансовой стратегии чаще всего занимается финансовый директор. Если он новый человек в компании, то у него обычно есть 90 дней, чтобы выстроить свою работу в организации. Это критический период, когда необходимо установить стандарты работы, оценить текущую ситуацию и начать внедрять изменения, которые помогут улучшить финансовые показатели.

Как стратегия создает добавочную стоимость бизнесу

Во-первых, она позволяет улучшить управление денежными потоками, обеспечивая ликвидность и финансовую стабильность. Во-вторых, способствует оптимизации операционной деятельности, снижая издержки и повышая эффективность. В-третьих, помогает управлять рисками, что особенно важно в условиях нестабильной экономической среды. В-четвертых, финансовая стратегия способствует развитию бизнеса за счет инвестиций в перспективные проекты и инновации.

Способы создания добавочной стоимости:

  • Улучшение управления денежными потоками. Внедрение систем прогнозирования денежных потоков для обеспечения ликвидности.
  • Оптимизация затрат. Анализ текущих расходов и выявление возможностей для их снижения без ущерба для качества.
  • Повышение эффективности. Внедрение цифровых технологий и автоматизация рутинных процессов для повышения производительности.

7 практических шагов на пути к созданию финансовой стратегии

Шаг 1. Оценка текущего финансового состояния компании. Она включает в себя: мониторинг денежных потоков, в ходе которого необходимо убедиться в наличии достаточных ресурсов для покрытия текущих обязательств и отсутствии проблем с ликвидностью; проверку учетных практик, т.е. анализ правильности и своевременности финансовой отчетности; анализ аудиторских вопросов, который проводится для того, чтобы выявить вопросы, способные вызвать проблемы в будущем, и оперативно их решить.

Шаг 2. Установление отношений со стейкхолдерами. Финансовому директору или другому сотруднику, ответственному за создание финансовой стратегии, важно выстроить отношения с ключевыми заинтересованными сторонами, чтобы получить поддержку для ее реализации. Регулярные встречи с руководством, инвесторами, аудиторами и сотрудниками финансового отдела помогут понять их ожидания и выявить основные проблемы и приоритеты.

Шаг 3. Анализ сильных и слабых сторон компании. Одним из его ключевых инструментов является SWOT-анализ, рамках проведения которого можно ответить на следующие вопросы:

  • Сильные стороны. Какие ресурсы и компетенции являются наиболее ценными?
  • Слабые стороны. Какие процессы или области нуждаются в улучшении?
  • Возможности. Какие внешние факторы могут способствовать росту?
  • Угрозы. Какие риски могут негативно повлиять на финансовое состояние?

Это поможет выявить сильные стороны, которые нужно развивать, и слабые места, которые требуют улучшения.

Шаг 4. Определение видения и целей. Они должны включать в себя как краткосрочные, так и долгосрочные ориентиры, которые помогут направлять усилия всей команды. Для правильной постановки целей можно использовать метод, SMART, который помогает определить конкретные и измеримые цели. Например, к 1 декабря увеличить оборачиваемость дебиторской задолженности на 20%.

Шаг 5. Разработка дорожной карты. На этом этапе определяются конкретные шаги и сроки для достижения поставленных целей, а также ключевые инициативы, распределение ресурсов и методы контроля выполнения поставленных задач. Это должен быть набор действий: изменение организационной структуры финансового управления или внедрение дополнительной управленческой отчетности для анализа оборотного капитала.

В итоге должен получиться понятный план действий, который полностью вписывается в цельную стратегию компании (Рис 1.).

Рис. 1. Базовые элементы существования компании

Шаг 6. Внедрение технологий и инноваций. Сегодня невозможно выстроить эффективную работу финансового отдела без использования современных технологий. Этот пункт может включать в себя внедрение цифровых инструментов, автоматизацию процессов и использование аналитических платформ для улучшения принятия решений.

Шаг 7. Мониторинг и корректировка стратегии. Важно регулярно, не реже одного раза в год, анализировать выполнение финансовой стратегии и при необходимости вносить поправки. Ее эффективность можно оценить, например, с помощью «золотого правила экономики», которое представляет собой неравенство:

Т Прибыль > Т Выручка > Т Активы > 100%,

где Т – темп роста, отношение показателя в текущем периоде к этому же показателю в предыдущем периоде. То есть компания работает эффективно и бизнес растет, если темп роста прибыли превышает темп увеличения выручки, которая, в свою очередь, превышает темп роста активов, и все темпы изменения этих показателей превышают 100%. Если это не так, стратегию или ее часть нужно скорректировать, чтобы она соответствовала главной цели – обеспечение максимальной эффективности предприятия. Вместе с тем, для поддержания актуальности стратегии необходимо гибко и оперативно реагировать на изменения внешней среды и внутренние вызовы.

Создание эффективной финансовой стратегии требует тщательного анализа, планирования и активных действий. Каждая компания имеет свои уникальные финансовые возможности, цели и задачи, поэтому при разработке стратегии важен индивидуальный подход и адаптивность всех имеющихся инструментов к особенностям отрасли, организационной структуры, размера бизнеса и т.д. Учитывающая их финансовая стратегия станет фундаментом для достижения стабильного роста и успеха компании.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все эксперты »
+4 -0
112
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)