При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Станут ли популярными онлайн-инвестиции в ценные бумаги?
«Коробочные» инвестиционные стратегии, онлайн-маркеты, где можно купить ценные бумаги, дистанционное открытие инвестсчетов (ИИС), полнофункциональные личные инвестиционные кабинеты, финансовые чат-боты – частным инвесторам становится все проще инвестировать в биржевые инструменты. В ближайшие годы деньги розницы могут стать драйвером российского фондового рынка, поэтому многие инвестиционные и управляющие компании нацелились на активное развитие именно ритейла.
В России более 76 млн человек экономически активного населения, по разным оценкам от 5% до 20% из них – потенциальные (в короткой перспективе) инвесторы в биржевые инструменты. Конечно, при условии активного продвижения инвестиционных инструментов среди россиян участниками рынка и поддержке государства.
Сегодня число пользователей инвестиционных услуг составляет порядка 500 тыс. человек, из которых на «масс-маркет» приходится немногим более 200 тыс. – именно столько было открыто ИИС в России на апрель 2017 года. Россияне разместили почти 25 трлн рублей в банках; с учетом падения доходности по депозитам какая-то часть вкладчиков уже ищет или будет искать альтернативные способы вложений, причем именно простой «вход» на рынок.
Основные перспективные направления по розничным инвестициям - это доверительное управление средствами физлиц, розничные ПИФы и индивидуальные инвестиционные счета. При этом драйвером притока частных капиталов россиян является развитие института ИИС и разработка новых видов ИИС – целевых. Например, детские, образовательные, пенсионные – по аналогии с международным опытом (например, Великобритании).
Кроме того, стимулировать развитие рынка может внедрение инновационных продуктов и сервисов и появление финансовой, инвестиционной платформы, где будут представлены все возможности. Розничному инвестору удобен онлайн-формат и единая точка входа, инфраструктура, с помощью которой можно инвестировать в разные инструменты, решающие и долгосрочные, и краткосрочные задачи клиентов.
Здесь перед инвестиционными и управляющими компаниями, нацеленными на розницу, стоят определенные технологические вызовы. Инвестиционный функционал сегодня размывается между ними, банками, страховщиками, а также, в том числе, нефинансовыми организациями. Так, транзакции и переводы перетекают в социальные сети, гиганты электронной коммерции создают денежные интернет-фонды, в которые могут инвестировать также и обычные люди. Появляется масса интересных инвестиционных стартапов (Loyal3, EquityZen), позволяющих купить акции публичных и частных компаний). Банки, инвестиционные и страховые компании предлагают клиентам различные дистанционные возможности – личные кабинеты с инструментами аналитики, онлайн-консультации, в том числе, с помощью чат-ботов, и др. Также на инвестрынок проникают «умные» технологии - решения, построенные на машинном обучении, нейросети. В профессиональной среде они применяются уже давно – те же торговые платформы, системы контроля валютных сделок и транзакций, в частной же – формированием умного инвестиционного портфеля начали заниматься робоэдвайзеры.
Инвестиционные и управляющие компании, как самые активные участники фондового рынка, должны не просто успевать за всеми технологичными изменениями, но и внедрять их быстрее всех. В России пока немногие игроки способны предложить широкий спектр онлайн-возможностей, но ряд компаний движется по этому пути. Они предлагают приобрести инвестпродукты на своих сайтах, собственных интернет-магазинах или на инвестиционных онлайн-маркетах, разрабатывают «коробочные» стратегии инвестирования и продукты для управления средствами на ИИС. Такие продукты особенно актуальны для инвесторов с небольшим опытом работы на бирже. По оценке ИК «Спарта-финанс», лишь порядка 20-25% инвесторов самостоятельно управляет средствами в ИИС, то есть пласт потенциальных целевых клиентов по «коробочному» инвестированию – до 75% пользователей ИИС.
Уже сегодня ИТ-решения компаний позволяют всю процедуру идентификации, проведения платежей и собственно покупки ценных бумаг провести в «цифре».
При этом процесс приобретения акций в финансовых интернет-магазинах занимает несколько минут и похож на оформление обычных интернет-заказов вещей, еды, техники. Пользователь регистрируется, добавляет ценные бумаги интересующих компаний в «корзину», оплачивает заказ банковской картой и все готово. Иногда компании устанавливают ограничение по сумме на покупку (минимальный стартовый капитал). Происходит постоянное совершенствование процедуры онлайн-инвестирования. В частности, в ближайших планах сокращение объема информации – персональных данных и требуемых документов, предоставляемых клиентом для идентификации и регистрации на бирже, скорость проверки сведений, расширение линейки розничных продуктов.
Технологические вызовы носят двойной характер: с одной стороны, на российский рынок могут выйти сильные международные конкуренты, равно как и отечественные инвестиционные стартапы могут тиражировать свой бизнес за рубежом. С другой, есть довольно много внутренних возможностей и драйверов роста индустрии. Долгосрочный целевой показатель по розничным инвестициям – порядка 50% к депозитам банков, то есть около 12 трлн рублей, перспектива на ближайшие 3-5 лет – около 1 трлн руб. и порядка 1 млн частных инвесторов. Есть за что побороться.
обсуждение