Воскресенье, 22.12.2024
×
Финансовый «новогодний огонек»

Анализируй это

Станислав Савченко,
председатель совета директоров ИК «Спарта-финанс»

Роботы-советчики на финансовом рынке. Хорошо это или плохо?

На российском инвестрынке активно развивается робоэдвайзинг. Если раньше от лица компании выступали менеджеры, финансовые консультанты, портфельные управляющие, то теперь это могут быть роботы-советники, чат-боты и онлайн-платформы. С одной стороны, робоэдвайзеры лишены человеческой предвзятости, с другой, подвержены вирусам и кибератакам. Придут ли на рынок новые клиенты, которым удобно работать именно в онлайн, или пока для такого технологического рывка еще далеко, и частным инвесторам по-прежнему нужны старые добрые «живые» инвестконсультанты?

Распространение ботов и робоэдвайзинга для инвестрынка означает уход в «цифру» большинства ключевых процессов обслуживания. В классической схеме бизнеса инвестиционных и управляющих компаний с клиентом работает специалист, который консультирует по финансовым продуктам, предлагает варианты формирования и ведения инвестпортфеля. Но сегодня на рынке происходит технологический бум, и на месте живого консультанта оказывается робоэдвайзер, который автоматически, на основе точных математических расчетов, создает для клиента сбалансированный инвестпортфель. Робот лишен собственного мнения, человеческой предвзятости, в общем, всего живого в отличии от управляющего, который предлагает клиенту решения, основываясь на своем опыте и, в том числе, своей психологии. Хорошо это или плохо для инвестрынка?

Роботы-советники в мировой практике существуют уже почти 10 лет - робоэдвайзеры для розницы появились в 2008 году в США, и с каждым годом их число, а также объем капиталов под их управлением увеличивается. На слуху сегодня Wealthfront, Betterment, Vanguard, Future Advisor и другие; у крупнейших американских робоэдвайзеров десятки миллиардов долларов под управлением. Причем я не говорю о торговых биржевых роботах, которых внедряют крупные банки для работы с валютными сделками. Эти высокочастностные роботы заключают сделки сотнями и даже тысячами в течение дня.

Схема работы розничного робоэдвайзера – это довольно простая инвестконсультация, в ходе которой робот анализирует возраст, планируемый размер и временной горизонт инвестиций, ожидания по риску и доходности, и на основании полученных данных составляет подходящий для конкретного клиента инвестпортфель. В мировой практике портфель, как правило, формируется из индексных фондов (ETF), которые позволяют должным образом диверсифицировать вложения. Робоэдвайзер автоматически составляет и поддерживает сбалансированное сочетание весов в портфеле, а также проводит перебалансировку.

Среди минусов роботов-советчиков – их киберуязвимость. Автоматическая платформа для инвестирования – это ИТ-решение, и как любой робот она может подхватить вирус и разорить клиента. С другой стороны, такую проблему вы можете легко поймать и просто расплачиваясь банковской картой в устройстве со скиммером.

В остальном вроде как налицо преимущества. Так, робоэдвайзеры, лишенные человеческой предвзятости, более честные и им чужда жадность и личная материальная заинтересованность. Портфельные управляющие, например, могут стимулировать продажи определенных инвестпродуктов своих партнеров, чтобы получить максимальную комиссию. Роботы же будут математически четко создавать инвестпортфель из подходящих инструментов. Опять же из-за отсутствия человеческого фактора робоэдвайзеры не устают, не бывают в плохом настроении, не могут ошибаться. А цена ошибки в инвестировании может быть колоссальной. Трейдеры даже таких гигантов как JPMorgan ошибались на десятки миллионов долларов. Работа человека зависит и от его профессиональных навыков, и от личных качеств и настроения.

В результате робоэдвайзеры в целом более эффективны. Известный пример – эксперимент компании IBM, которая еще 11 лет назад устраивала битву между машинным интеллектом (трейдером-роботом) и несколькими трейдерами-людьми. На кону был дневной результат от сделок на поставку свиных туш, и по итогам дня робот превзошел трейдеров по доходности в среднем на 7%. Сегодня роботы стали еще более продвинутыми.

Кроме того, роботы-советчики определенно будут удобны современным пользователям, привыкших к онлайн-сервисам. Чтобы начать инвестировать и управлять капиталом через робоэдвайзера, потребуется гораздо меньше времени, чем если идти в офис инвестиционной или управляющей компании. Комиссия робоэдвайзера с большой вероятностью может быть меньше, потому что компании, создающие такие автоматические решения, в конечном счете экономят на офисе и персонале, а значит, могут и снизить стоимость своих услуг для конечного пользователя.

Преимущества робоэдвайзеров понятны. В то же время, вызывает сомнения, что российским инвесторам в большинстве своем будет удобно работать с ботами. Поколение миллениалов, безусловно, оценит онлайн-работу с роботом, но пока далеко не все готовы переложить в автоматический режим инвестирование своих капиталов и, тем более, сбережений – если речь идет о пассивных инвесторах, только-только начинающих осваивать биржевые инвестиции.

Таким инвесторам, безусловно, стоит осваивать робоэдвайзеров – это удобно, выгодно и экономит время, однако надо понимать, что даже математически точные расчеты не застрахуют вас от неожиданных валютных колебаний и скачков стоимости ценных бумаг. Кроме того, при обращении к автоматическому советнику следует проверить, какой компании он принадлежит. Чаще всего робоэдвайзеры внедряют крупные управляющие и инвесткомпании, но можно попасть и на какую-нибудь разработку от мошенников.

В целом в России пока не сформировался многочисленный пласт активных розничных инвесторов, и пока в биржевые инструменты инвестируют преимущественно состоятельные люди с опытом работы на рынке. Они похожи на профессиональных игроков рынка и вряд ли будут готовы передать в управление весь свой капитал в одну компанию. Как правило, у опытных инвесторов в целях диверсификации деньги распределены между несколькими компаниями. Робоэдвайзинг, как правило, предполагает, что автоматизированный советчик распоряжается всем капиталом клиента.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все эксперты »
+2 -0
1667
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)