При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Оборот криптотокенов: что требуется изменить в российском законодательстве, чтобы это стало возможным.
Существует достаточно распространенное мнение, что в действующем российском законодательстве отсутствует регулирование криптодеятельности. Проблема, как мне кажется, состоит не столько в отсутствии регулирования. Сложность скорее в том, что регулирования как раз много, при этом оно, что особенно плохо, закрывает большинство значимых аспектов осуществления деятельности в блокчейн-сфере. Это как раз и приводит к негативным эффектам для подобных проектов.
Давайте на примере токенов посмотрим, какие нормы права могут нуждаться в корректировке, хотя, безусловно, перечень, приведенный ниже, не является исчерпывающим.
Классификация токенов
В гражданском праве выделяются имущество (включая вещи, ценные бумаги, имущественные права и иное имущество), результаты работ, оказание услуг, интеллектуальную собственность и нематериальные блага.
В принципе, этой классификации, как таковой, уже достаточно для определения места токена в системе объектов гражданского права. Ведь мало кто спорит с тем, что токен – это та или иная разновидность имущества. При этом во избежание дальнейших споров, по всей видимости, в ГК РФ необходимо внести новую статью, в которой бы раскрывалось, к какой разновидности имущества можно отнести токен, с учетом его двойственной правовой природы.
Рынок ценных бумаг
Обычно токен закрепляет определенные права его владельца, размещается посредством выпуска и имеет равные объем и сроки осуществления этих прав внутри одного выпуска. Все верно? Так ведь именно так закон определяет эмиссионную ценную бумагу.
Проблема в том, что это определение в равной мере подходит и, например, к дисконтной карте, которую вам дает магазин. Чтобы избежать смешения подобных карт с ценными бумагами, закон устанавливает, что их размещение происходит с соблюдением установленных «формы и порядка».
Естественно, правила, касающиеся «формы и порядка», буксуют применительно к токенам. К сожалению, это приводит лишь к фактическому запрету на их эмиссию в качестве ценных бумаг. Поэтому задача законодателя – это как раз доработать такие правила, что потребует комплексной корректировки ГК РФ, закона о рынке ценных бумаг, а также стандартов эмиссии.
Отдельной задачей для законодателя станет урегулирование вопросов размещения «российских» токенов в иностранных юрисдикциях, а также признание «иностранных» токенов в России (если вкратце, то сейчас применительно к ценным бумагам такие нормы носят ограничительно-запретительный характер).
Налоги
Налоговые последствия в большинстве случаев различаются в зависимости от того, как мы классифицируем токен. Для целей налогообложения важно понять, в каких случаях он является товаром, ценной бумагой, услугой или имущественным правом.
Подобный вопрос можно решить путем внесения изменений в ст. 38 НК РФ. Безусловно, если мы хотим установить специальный режим налогообложения в отношении тех или иных операций с токенами, то это потребует внесения более масштабных изменений в НК РФ.
Валютное законодательство
Ключевым является вопрос о том, стоит ли относить токены к валютным ценностям, т.е. к иностранной валюте или так называемым внешним ценным бумагам. Уже сейчас, даже без изменений в закон о валютном регулировании, токен получит такой статус, как только его признает ценной бумагой то или иное иностранное государство.
Сделки с подобными токенами между валютными резидентами возможны, в частности, только на организованных торгах, при условии учета прав на в российских депозитариях. Для корректировки этого и иных правил потребуется, как минимум, вносить изменения в ст. 9 Закона о валютном регулировании.
Противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма
Российское «антиотмывочное» законодательство, в первую очередь, регулирует деятельность «организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом». Перечень таких организаций закрытый, а компаний, размещающих ценные бумаги (и уж тем более токены) там нет.
Это, впрочем, логично, ведь предполагается, что эмитенты (в том числе в теории – эмитенты токенов) будут взаимодействовать с банками и профучастниками, а к ним как раз «антиотмывочный» закон применяется в полном объеме. Как следствие, если все токены будут признаны ценными бумагами, то и специального регулирования может не потребоваться.
Однако для регулирования других категорий токенов (включая вопросы идентификации их держателей и бенефициаров) специальное регулирование, скорее всего, понадобится.
Персональные данные
Если кто-то купил токен, то даже если не сказал ФИО, то все равно по необходимости сообщил эмитенту (и не только) свои персональные данные. Эти данные, естественно, являются конфиденциальными, их обработка возможна, как правило, с согласия держателя токена, а их хранение (и что самое главное – первичный ввод, как полагает Роскомнадзор) должно осуществляться на территории России.
Решения, подходящие для легальной обработки персональных данных держателей токенов, в законе есть, хотя, возможно, они не самые оптимальные в контексте специфики блокчейн-технологий. Применительно к хранению персональных данных все выглядит гораздо более проблематично. Очевидно, что нормы закона о персональных данных (в частности, ч.1 ст.6, ч.5 ст.18) потребуют определенной корректировки со стороны российского законодателя. Какой – покажет время.
обсуждение