Воскресенье, 22.12.2024
×
Как выглядят жулики?

Не все потеряно

Аа +
+1 -0
Олег Гришин,
генеральный директор МФО «МигКредит»

Восстановится ли рынок МФО в 2020 году?

Аналитики финансового маркетплейса «Юником24» провели исследование, на основании которого пришли к выводу, что рынок микрофинансов в этом году не сможет полностью нивелировать падение второго квартала и достичь прошлогодних значений.

Они ожидают, что объем выдач займов физлицам во втором полугодии составит 177-180 млрд рублей, что превысит показатель первого полугодия на 7%, и будет сопоставим с показателями прошлого года.

Однако по итогам 2020 года объем выдач микрозаймов гражданам составит лишь 342 млрд рублей, на 8% меньше показателя 2019 года. Портфель займов на конец года составит 170 млрд рублей.

«Эксперт РА» был более оптимистично настроен в отношении перспектив рынка МФО в 2020 году. В апреле они сделали прогноз, что в текущем году темпы прироста портфеля микрозаймов останутся на уровне 2019-го, при этом объемы выдачи продолжат увеличиваться, но меньшими темпами (+20%), что будет связано с ростом срочности микрозаймов и снижением их оборачиваемости.

Напомню, что в прошлом году совокупный портфель МФО (согласно отчету «Эксперт РА») вырос до 212 млрд рублей (+30 против +45% за 2018-й), а объем выданных микрозаймов вырос на 25 %, составив 412 млрд рублей.

Таким образом, по любым прикидкам МФО впервые за все годы существования не покажут роста по итогам года. Но можно ли на этом основании считать, что год, а особенно второй квартал, были полностью провальными для нашего бизнеса.

COVID-19 охладил рынок микрозаймов, но не заморозил его

В целом я согласен с прогнозами экспертов, и с тем, что COVID-19 охладил рост рынка микрозаймов.

Однако я не стал бы говорить, что из-за пандемии МФО потеряли второй квартал. Конечно, с точки зрения финансовых показателей он был потерян, однако этот период позволил нам сконцентрироваться на перестройке бизнес-процессов, сделав упор на качество предоставления услуг в режиме удаленных выдач. Мы нашли возможность оптимизировать ряд затратных статей, не связанных с инвестициями. Таким образом, создан плацдарм для быстрого роста в перспективе.

На мой взгляд, тормозить микрофинансовый рынок в четвертом квартале 2020 года будут слабые и средние игроки, потому что у них просто нет капитала для наращивания бизнеса в условиях повышенных рисков. В противном случае они столкнутся с угрозой нарушения экономических нормативов ЦБ, что может привести к печальным последствиям вплоть до удаления из реестра.

Многие МФО опять же по причине возросших рисков не смогут вести конкурентную борьбу за качественных клиентов. Сейчас мы наблюдаем значительный рост стоимости привлечения клиентов в онлайне. Это объясняется тем, что все компании пытаются из общей массы выбрать наиболее качественных заемщиков, чтобы вернуться на докризисный уровень выдач, но уже с другими категориями клиентов.

И конечно, кризис ликвидности в микрофинансовом секторе никуда не ушел. Он ударил по многим МФО, в том числе и крупным. Те игроки, которые не дифференцированы с точки зрения привлечения денежных средств, просто не могут наращивать бизнес.

Рынку МФО помогут технологии и банковские отказники

Но есть и позитивные для рынка моменты. Во-первых, это бурное развитие онлайн-сервисов, которые стали своего рода прививкой от коронавируса, которая поможет МФО пережить вторую волну пандемии, если она случится.

Во-вторых, в условиях, когда банки из-за повышенного риска сворачивают кредитование, высвобождается огромный клиентский сегмент, который МФО вполне могут вовлечь в свою орбиту. Потому что мы умеем работать на высокорисковом поле.

Еще один фактор – это кредитные каникулы. Считанные проценты от тех, кто подавал соответствующее заявление, смогли в итоге подтвердить свое право на них. Это значит, что основная масса таких заемщиков попадет в просрочку, и услуги банков для многих из них будут закрыты.

Процесс перетока клиентов уже начался. В августе через сервис «Яндекс. Взгляд» мы провели опрос наших клиентов по всей России и выяснили, что 21,4% из них не просто брали кредиты и займы в других компаниях, но при этом «много раз» в банках, 12% хотя бы раз кредитовались в банке.

Благодаря пандемии и ее последствиям, рынок микрозаймов находится на пороге создания новой технологической среды – фиджител. Это новый для МФО элемент экосистемы, который позволяет объединить физическое с виртуальным. Я рассматриваю фиджител, как способ создания полноценной коммуникации, которая одновременно работает как в реальном, так и цифровом мире. Основная идея фиджитела состоит в том, чтобы использовать сильные стороны этих двух реальностей: привнести привычные «человеческие» процессы и живой опыт в диджитал среду.

Сейчас пионерами фиджител являются банки, но они сосредоточены в большей степени на организации бизнес-процессов внутри своих офисов. Например, создают среду, когда сотрудник не привязан к конкретному рабочему месту. А клиент, попадая в офис, автоматически проходит идентификацию, подключается к онлайн сервисам и может провести нужную операцию.

МФО, в силу своей мобильности, могут пойти дальше в создании симбиоза человека и технологии. Не разрушая ценности нашей сети продаж, мы можем в разы повысить объем выдач, качественно и количественно наполнить бизнесом региональные офисы. 

К примеру, для МФО серьезной проблемой становится корректная идентификация клиентов, если они запрашивают сумму более 15 тыс. рублей.

Если раньше это можно было осуществить только через сеть продаж, то сейчас появляются технологии, которые позволят делать это быстро и просто в онлайн режиме, и при этом полностью соответствовать требованиям регулятора.

Сотрудники МФО в офисах продаж готовы обслуживать клиентов физически, но в то же время могут предоставлять онлайн консультации по финансовым продуктам и сервисам, фактически, предложив клиенту альтернативу прихода в офис.

Эта альтернатива покрывает все потребности клиента: можно оформить заявку, тут же в онлайне получить документы и цифровым способом их подписать. Можно активировать кредитный лимит, провести досрочное погашение. Бесшовные технологии позволяют «подхватить» потенциального заемщика через онлайн инструменты, даже если он первоначально обратился в офис партнера.

С рынка уйдут «зомби»

Конечно, рынок микрозаймов ждет обновление. Какая-то часть микрофинансовых компаний будет вынуждена его оставить. Они и так балансировали на грани после введения регулятором жестких нормативных ограничений в 2019 году. Я думаю, что это будет треть от нынешнего состава, находящегося в реестре ЦБ. Многие компании еще просто не осознают реальность, они превращаются в своего рода зомби, которые в реестре значатся, но реальный бизнес уже не ведут.

Но в то же время у лидеров рынка уже есть прививка в виде определенного набора действий, которые надо будет принимать, если вторая волна COVID-19 нас все же настигнет.

Поводы для оптимизма

Поэтому у меня нет оснований для пессимистичного прогноза и вот почему.

Я думаю, что по итогам года мы не увидим значительного сокращения объема выдач. Микрофинансовый рынок сейчас активно восстанавливается. Четвертый квартал для МФО всегда является положительным с точки зрения объема выдач, и их рост сможет в значительной степени компенсировать потери второго квартала. В итоге по объему рынка мы выйдем примерно на те же показатели, которые были в 2019 году. Может на 3% ниже.

Уже сейчас мы видим восстановление платежной дисциплины клиентов, и нет никаких оснований сомневаться, что эта тенденция получит продолжение в четвертом квартале. На этом фоне МФО захотят показать по итогам года те бюджетные метрики, которые они себе изначально поставили в конце 2019 года. Плюс к этому стабильно работающие компании будут стремиться показать рост, чтобы оставаться в лидерах рынка.

Поэтому если будет восстановлена платежная дисциплина и снизятся риски, то каждый из более-менее сильных игроков рынка микрозаймов захочет максимально нарастить объем выдач, чтобы снивелировать падение второго квартала и выйти на хороший рост.

Еще одним фактором оживления рыка может стать бурное развитие онлайн-сервисов, которые делают рынок более стабильным и уже не в такой степени подверженным риску падения из-за пандемии.

Ну и клиентская база. Спрос на микрозаймы никуда не делся, при этом есть потенциал к улучшению качества клиентов за счет привлечения в МФО условно банковских заемщиков. Просрочка скорее всего несколько увеличится за счет роста объемов бизнеса, но я не думаю, что этот показатель к концу года превысит 10% от сегодняшнего уровня.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все эксперты »
+1 -0
1370
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)