При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Основная задача руководителя – грамотно и эффективно управлять подчинёнными. А для того, чтобы с этим не возникало проблем и все задачи были выполнены точно в срок и в соответствии с техническим заданием, необходимо иметь специальные инструменты в своём багаже и уметь ими правильно пользоваться.
Инструменты – это голос, интонации, речь, в которой всё чётко структурировано. Молодые руководители, как правило, не придают этому значения, но голос, с помощью которого отдаются распоряжения, играет далеко не последнюю и даже не второстепенную роль.
Мы можем говорить правильные и абсолютно конструктивные вещи, но если наш голос слишком слабый, тихий и невыразительный – вся наша речь будет неубедительна для окружающих.
Не менее важна и интонация, с которой мы ставим задачи перед подчинёнными. Ведь от того, правильно ли мы расставим акценты в своей речи, зависит, насколько точно нас поймут.
Давайте рассмотрим подробнее, какие ошибки чаще всего встречаются у руководителей при управлении персоналом. А потом – как их исправить и сделать так, чтобы подчинённые слышали и слушались.
«Большие боссы говорят тихо»
Ошибка большинства молодых руководителей в том, что они начинают перенимать манеру речи своих более опытных коллег или авторитетных личностей, которым не нужно ничего и никому доказывать. Они говорят тихо и невнятно, но при этом их все слышат, понимают и слушаются.
У молодых руководителей же так не получится, как бы они этого ни хотели. Для того, чтобы подчинённые читали мысли и беспрекословно всё выполняли, нужно получить безусловный авторитет. Требовать чего-то подобного до этого момента бесполезно.
Поэтому говорите умеренно громко, чётко выговаривая все слова и максимально понятно формулируя распоряжения.
«Если кричать на подчинённых, они будут слушаться»
Почему-то в головах у многих руководителей крик приравнивается к убедительности. Это совершенно ошибочное утверждение. Потому что громкий и резкий звук ассоциируется с угрозой, мозг перестаёт воспринимать информацию. Как результат – подчинённые не понимают, что от них хотят.
Кроме того, если вы не владеете техникой извлечения громких звуков, вы рискуете сорвать голос. А кому это нужно? Да и случайно перейти на визг не хотелось бы.
«Сделаете мне одолжение»
Частая ошибка совсем неопытных руководителей – просить, а не давать распоряжения. Неуверенным тоном, с извиняющейся интонацией, как бы с просьбой о помощи.
Если вы руководитель компании и хотите расти и развиваться как предприниматель, следует принимать правила игры.
Говорите тоном, полным уверенности, с определенной долей директивности. Так, чтобы вам не хотелось возражать.
«Слушайте меня все!»
Некоторые руководители очень хорошо владеют своим голосом, понимают это и получают удовольствие от собственной речи. Поэтому говорят очень много, как бы играя тональностями и словами. И удивляются, когда их потрясающие монологи не приносят желаемого результата.
Проблема в том, что подчинённым довольно сложно уловить смысл сказанного, когда у руководителя такая манера речи. Поэтому следует придерживаться немногословности, когда даёте распоряжения. Всё должно быть чётко и конструктивно.
«Я не выговариваю слова, и что?»
Миф о том, что дефекты речи придают нам индивидуальность, остаётся мифом. Потому что речь с такими дефектами, как грассирующий или булькающий звук «р», шепелявый «с», всерьёз не воспринимается. Это мешает даже авторитетным людям, чьё мнение уважает большинство.
Такую речь люди не воспринимают всерьёз, потому что она ассоциируется с детской и принимается за неполноценную. Нужно приложить немало усилий, чтобы это исправить .
«Эээ…ну…это»
Когда при раздаче поручений руководитель выдаёт фразы, изобилующие словами – и звуками-паразитами, создаётся впечатление, что у него нет уверенности в том, что он говорит. А если не уверен он, откуда уверенность появится у подчиненных?
Поэтому – убирайте из речи слова-паразиты. Тогда ваши указания станут намного убедительнее.
Для того, чтобы вас слышали, понимали и слушались:
– Говорите умеренно громко, чётко выговаривая все слова и максимально понятно формулируя распоряжения.
– Держите себя в руках. Кричащий человек вызывает какие угодно желания, кроме желания его слушаться.
– Научитесь говорить уверенным тоном, с некоторой долей директивности.
– Избегайте многословности, часто за ней теряется смысл.
– Чтобы вас воспринимали всерьез, займитесь исправлением дефектов речи, если они присутствуют.
– Убирайте из речи слова-паразиты и ваша речь станет намного убедительней.
Работу по устранению этих недостатков, если они у вас есть, предлагаю начать с настройки своего тела и голоса.
Дыхание
Перед началом совещания или планерки, предлагаю сделать одно простое дыхательное упражнение. Тем самым убить двух зайцев – настроить дыхание для голоса и прокачать энергетику. И не нужно скепсиса, это займет пару минут, а вы и успокоитесь и настроитесь на конструктив.
Делаем 3-4 равномерных вдоха носом и животом и выдоха ртом на беззвучные «хааа» или «хооо», для того чтобы ощутить дыхательную и голосовую систему.
Потом, делаем вдох носом и животом и четыре резких выдоха с помощью мышц живота на «ха». Получится вдох и «ха», «ха», «ха», «ха», голос на звуке «А» не включайте, всё делаем в беззвучном режиме.
Сделайте четыре-пять подходов и вы почувствуете прилив энергии.
Если вам нужно наоборот успокоиться, сделайте пять-шесть глубоких вдохов животом с длинным выдохом на звуке «ссссс», как будто вы мышцами пресса сдуваете мячик внутри своего живота.
Потом разомните артикуляционный аппарат, который у нас отвечает за четкость дикции и внятность речи.
Разминаем, губы, язык и челюсть
«Улыбочка». Растягиваем губы в улыбке, но зубы не показываем, замерли на несколько секунд, чтобы почувствовать напряжение мышц лица, затем расслабились.
Можно усложнить и собрать в поцелуйчик, он же «хоботок».
Сделайте упражнение 10-12 раз.
«Шторки». Приподнимите верхнюю губу, показывая передние зубы, опустите. Сделайте так 10-12 раз. Затем, то же самое проделайте с нижней губой. Опустите и покажите нижние зубы, затем верните губу обратно, повторите 10-12 раз.
«Лошадка». С помощью языка сымитируйте звук скачущей лошади. «Цок», «цок», «цок»
Меняйте темп упражнения от медленного цоканья (5 раз), постепенно ускоряясь (5 раз) до быстрого (7-10 раз).
«Мотоцикл». Разминаем и тренируем кончик языка, имитируя звук заводящегося мотоцикла: «Дррррын – дын – дын – дын – дын». «Заводим» мотоцикл 5-6 раз.
Челюсть. Сначала просто широко открываем рот несколько раз.Потом открываем и не закрываем и в этом положении ОЧЕНЬ осторожно двигаем нижней челюстью в стороны по 4 раза в каждую сторону. Прикрываем рот и двигаем нижнюю челюсть вперед-назад, так же 5-6 раз.
Разминаем и настраиваем звук голоса
Ваша задача – добиться вибрации в районе крыльев носа и верхней губы.
Вдохните и на выдохе произнесите «муммм», «моммм», «маммм», «нуннн», «ноннн», «наннн». Последнюю согласную произносите протяжно.
Затем добавьте сложности в звукосочетаниях, но держите звук по-прежнему в районе крыльев носа и верхней губы.
Мое любимое:
брлуммм-дуруммм-дуруммм
брломмм-дороммм-дороммм
брламмм-дараммм-дараммм
брлэммм-дэреммм-дэреммм
брлиммм-дириммм-дириммм
брлыммм-дырыммм-дырыммм
Подставьте вместо «М» – «Н» и повторите упражнение («брлуннн-дуруннн-дуруннн»).
Завершите разминку чистоговорками, требующими четкого и внятного произношения окончаний.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, а поп под колпаком.
Бык тупогуб тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.
Все бобры для своих бобрят добры.
P.S. Никогда не стоит забывать, что люди лучше всего воспринимают тех, чей голос им импонирует, чья речь понятна. Это актуально и для управления персоналом, и для деловых переговоров, и для публичных выступлений.
Так что, если хотите, чтобы подчинённые беспрекословно вас слушались, прислушайтесь к своему голосу – вы бы ему подчинялись?
обсуждение