Понедельник, 18.11.2024
×
Фондовый рынок с Ольгой Коношевской - 17.11.2024

Прошлое VS будущее

Андрей Косолапов,
финансовый консультант компании «Личный капитал»

Куда инвестировать: Tesla или Mercedes?

«Хранить все свои богатства в одном месте опасно»
Гришин И., Емельянов М. Русский Учитель Японского Го.

Tesla или Mercedes? Что выгоднее с точки зрения инвестиций? Вопрос неоднозначный и потому интересный.

На первый взгляд – это сравнение будущего и прошлого. Но будущее пока ещё большей частью в будущем, а прошлое крепко стоит обеими ногами в настоящем.

Если посмотреть с точки зрения технологий, то Tesla использует исключительно электрические двигатели, а Mercedes только начинает производство электромобилей. При этом Mercedes идёт по эволюционному пути модернизации существующих платформ, пытаясь осуществить плавный переход к производству электромобилей, а не создавая всё с нуля. Хорошо это или плохо – трудно сказать. Используются существующие наработки – хорошо. Они же ограничивают введение новых технологий – плохо.

В любом случае, за электрическими двигателями – будущее. Это не просто красивые слова. Технологии улучшения бензиновых двигателей почти достигли своего предела. Каждое новое улучшение, переход к каждому новому стандарту (от Евро-4 к Евро-5 в 2009, от Евро-5 к Евро-6 в 2015) обходятся производителю всё дороже. При этом итоговый результат (новый бензиновый двигатель) становится лишь чуть-чуть совершеннее предыдущего. «Нет предела совершенству» – это уже не о бензиновых двигателях внутреннего сгорания, предел почти достигнут, и каждое следующее приближение к этому пределу требует всё более дорогостоящих исследований, которые уже могут и не окупаться… Всё то же самое ещё в большей степени верно и для дизельных двигателей. Возможно, именно это и привело к так называемому дизельгейту в 2015.

Кратко о дизельгейте: в 2015 выяснилось, что компания Volkswagen модифицировала бортовые компьютеры своих автомобилей так, что распознавалось тестирование автомобиля на стенде, и при этом снижалось количество вредных примесей в выхлопе (только во время тестирования!)

Почти достигнут предел эволюционного развития двигателей внутреннего сгорания, и дальнейший путь – переход к новым технологиям (электродвигателям). Об этом говорит и то, что электромобили начинают производить всё больше компаний, в том числе Audi, Nissan, Jaguar.

С точки зрения инвестиций

Сравним Tesla или Mercedes. Рыночная капитализация Tesla 49.909 миллиардов долларов (самый крупный автопроизводитель в США). Рыночная капитализация Daimler AG (в состав этого концерна входит Mercedes-Benz Cars Group) 54,893 миллиарда евро (данные на 14 марта 2019 г.). Т.е. – компании близкие по размеру, и их сравнивать можно, речь не идёт о сравнении голубя со слоном.

Посмотрим на рост акций за максимально доступный интервал.

Daimler AG – от 45,75 EUR до 51,11 за более чем 23 года (с 1 октября 1996 по 14 марта 2019). Совсем не впечатляет.

Tesla – от 19,2 USD до 288,96 USD менее чем за 10 лет (с 28 июня 2010 по 13 марта 2019). На первый взгляд – намного выгоднее.

Но не всё так просто.

Daimler AG – прибыль на акцию 6,78 EUR при стоимости акции 51,30 EUR, при этом на выплату дивидендов направляется 53,83% прибыли. Средняя дивидендная доходность за 5 лет – 4,58% в евро. Совсем неплохо, если речь идёт о получении пассивного дохода.
Кстати, на сайте Daimler AG есть калькулятор дивидендов, вот ссылка: https://www.daimler.com/investors/share/#276775
Калькулятор позволяет посчитать доходность с учётом реинвестирования дивидендов. Возьмём, например, интервал с 28 июня 2010 по 13 марта 2019 (в этом интервале есть данные о стоимости акций Tesla). Средняя ежегодная доходность Daimler AG (с учётом реинвестирования дивидендов) в этом интервале 5,98% годовых (в евро).

Теперь о Tesla. Убыток на одну акцию 5,72 USD. Дивиденды Tesla не выплачивает и не планирует выплачивать в ближайшем будущем. Зато средняя ежегодная доходность в том же интервале 36,57% годовых (в долларах). Долго ли можно получать такую доходность? А если ещё учесть, что прибыли нет, а есть лишь убыток на одну акцию, равный почти 2% от стоимости этой акции… Это – не ответ на вопрос в начале статьи, а лишь дополнительный аргумент для размышлений, показывающий, что не всё делится на чёрное и белое.

Зато у Tesla коэффициент отношения рыночной цены к балансовой стоимости более 10, а у Daimler AG меньше единицы (0,85). Т.е. за 0,85 евро, вложенные в акции Daimler AG, покупается чистых активов на 1 евро. Это значит, что даже гипотетическое банкротство Daimler AG может оказаться выгодным для владельца акций и принесёт дополнительную прибыль.

Что ещё можно сравнить? Например, выручку.


Вот как росла выручка Daimler AG с 2015 по 2018:

  • 2015: 149 млрд. евро
  • 2016: 153 млрд. евро
  • 2017: 164 млрд. евро
  • 2018: 167 млрд. евро


А вот данные для Tesla:

  • 2015: 4 млрд. долларов
  • 2016: 7 млрд. долларов
  • 2017: 11.8 млрд. долларов
  • 2018: 21.5 млрд. долларов

 

Рост выручки Tesla – более чем в 5 раз за 4 года. Впечатляет. Рост выручки Daimler AG – «органический», естественный. Но и на этот аргумент найдётся контраргумент.
Расходы на исследования и разработки Tesla за те же 4 года выросли не в 5 раз (как выручка), а лишь в 2 раза: с 717 млн. долларов в 2015 до 1 460 млн. долларов в 2018. А у Daimler AG расходы на исследования и разработки за это же время выросли с 4 757 млн. евро до 6 581 млн. евро. Рост – на 38% (при росте выручки на 12% за это же время). Т.е. – Daimler AG не собирается сдаваться, и не просто тратит на исследования и разработки в четыре раза больше Tesla, но ещё и быстрее Tesla увеличивает эту сумму (если сравнивать с ростом выручки).

Кстати, убыток Tesla –это не временный результат 2018 года. С убытком Tesla работала и в 2017, и в 2016, и в 2015. А Daimler AG все эти годы стабильно заканчивал с прибылью.


Все эти аргументы я привёл не для того, чтобы сказать, что сейчас выгоднее покупка Daimler AG или Tesla. Совсем наоборот: я хотел показать, что даже если брать те данные, которые лежат на поверхности, однозначный вывод по отдельной акции сделать довольно сложно.

Понятно, что электромобили будут развиваться. Например, Франция планирует прекратить продажи бензиновых и дизельных двигателей с 2040 года, Норвегия планирует перейти на электротранспорт к 2025, Германия (возможно) прекратит продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2030 (пока вопрос не решён). Но куда инвестировать, чтобы на этом заработать? В производителей электромобилей? Или, учитывая, что всем электромобилям нужны аккумуляторы – в производителей аккумуляторов? Кстати, аккумуляторы для Tesla производит не сама Tesla, а Panasonic. Есть и другие крупные производители акукумуляторов: LG, Samsung, BYD, Contemporary Amperex (все – азиатские компании). Здесь тоже не всё так просто, хорошая прибыль будет получена производителем аккумуляторов с большим объёмом производства. Причина: производство аккумуляторов требует высоких вложений (капитальных затрат), не приносит высоких доходностей, и поэтому хорошая прибыль может получаться лишь за счёт больших объёмов выпуска, когда капитальные затраты «размазываются» по всем единицам продукции, и чем больше объём выпуска – тем меньше доля капитальных затрат в отдельном аккумуляторе и тем больше прибыль.

А в литий-ионных аккумуляторах (именно они сейчас используются в электромобилях) есть такие важные части как катод (может делаться, например, из алюминия) и анод (может делаться из меди, но не только – бывают, к примеру, графитовые аноды). Т.е. могут оказаться выгодными инвестиции в компании, добывающие и перерабатывающие алюминий, медь, или сам литий…

Можно распутывать клубок ещё дальше: оказывается, что производитель аккумуляторов может не производить катоды, а закупать их. Интересный пример производителя катодов – японская компания Sumitomo Metal Mining Co., Ltd., основанная в 1590 году (да, это не опечатка – 1590 год!). В 1590 один из основателей этой компании Риэмон Сога изобрёл технологию отделения серебра от меди и начал заниматься выплавкой меди – с этого началась история компании. Именно эта компания поставляет катоды для аккумуляторов Panasonic, которая поставляет аккумуляторы для Tesla, которая может просто брендировать эти аккумуляторы (наклеивать на них торговую марку) и использовать в своих электромобилях. Вот такой дом, который построил Джек…

Так что можно изучать всё глубже и глубже… В итоге, после длительного анализа, с позиций сегодняшнего дня нам может показаться, что мы учли все факторы. Но пройдёт время, и фактор, не принимавшийся во внимание сегодня, может сыграть решающую роль и повернуть всё неожиданным образом. Или может появиться некий «чёрный лебедь» (неожиданный, но очень важный фактор), который в корне поменяет ситуацию и сделает бесполезными все сегодняшние оценки. Например, может появиться новая технология аккумуляторов…

Поэтому не стоит пытаться обыграть рынок за счёт выбора отдельных акций, мало кому это удаётся. Получить среднерыночную доходность – вот к чему можно стремиться. К тому же инвестиции в индексы автоматически решают проблемы выбора отдельных компаний. Если вы инвестируете, например, в ETF SPY (соответствующий индексу широкого рынка США S&P 500), то при изменении состава этого индекса (выбывание компании из индекса, или, наоборот, добавление её в индекс) вам не придётся ничего делать – соответствующие изменения в составе ETF произойдут без вашего участия. Инвестируя в индексный ETF SPY, вы всегда инвестируете в 500 компаний США с наибольшей капитализацией (на самом деле, чуть сложнее, учитывается также доля акций в свободном обращении, есть и другие факторы, например, отбор компаний для индекса S&P 500 проводит компания Standard & Poor’s).

Tesla, кстати, не является частью индекса S&P 500, а входит в другой американский индекс высокотехнологичных компаний NASDAQ 100. Инвестировать в этот индекс можно через ETF QQQ.

А вот Daimler AG входит в индекс DAX-30 (индекс 30 крупнейших акционерных компаний Германии).

Tesla, кстати, можно купить в РФ и как отдельную акцию, и для этого не надо открывать счёт у зарубежного брокера. Дело в том, что акции Tesla можно купить на Санкт-Петербургской бирже, и для этого достаточно открыть счёт у российского брокера, предоставляющего доступ к этой бирже.

Купить акции Daimler AG таким же образом не получится – они на Санкт-Петербургской бирже не торгуются. Но через российского брокера можно купить, например, ETF на индекс акций Германии MSCI (ETF FinEx FXDE), в состав которого входит Daimler AG.

Но это – не рекомендации покупать Tesla либо Daimler AG, а лишь пример, показывающий, что довольно просто купить интересующие нас активы. А вот какие активы выбрать – надо оценивать конкретному инвестору в зависимости от своих целей, горизонта инвестиций, толерантности к риску…

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)