При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Построение криптобизнеса в правовом периметре – появление новых постановлений в новых юрисдикциях – закручивание гаек или вывод крипторынка в правовое поле?
Регуляция криптовалюты в России еще на стадии обсуждения – закон «О цифровых финансовых активах» принят Госдумой в первом чтении в мае 2018 года. До сих пор окончательного решения по закону нет, а, следовательно, и рынок криптовалют в России пока в правовой неопределенности. Тем не менее, во многих странах мира рынок криптовалют регулируется. Как это происходит за рубежом, каким образом криптобизнес действует в правовом поле и к чему готовиться российским участникам рынка?
В Европе законодательство постоянно пересматривалось на протяжении многих лет. В 2018 году Евросоюз принял более модернизированную нормативно-правовую базу, известную как 5-я Директива по борьбе с отмыванием денег (AMLD5), которая охватывает виртуальные валюты, в частности поставщиков кошельков-хранителей и биржевые обмены. Пятая директива вступила в силу только в январе 2020 года и, как оказалось, многие платежные сервисы были не готовы к новым требованиям регулятора и встали «на паузу» до выяснения и устранения. Другие решили вопрос побегом из соответствующих юрисдикций
Возникает вопрос: появление новых постановлений – это закручивание гаек или вывод крипторынка в правовое поле? Чего ожидать участникам российского рынка и как подготовиться к требованиям регулятора? Расскажу на примере нашей криптобиржи CEX.IO. Когда четкие правила применения регуляции к криптовалютному бизнесу отсутствовали, мы начинали с добровольной саморегуляции. В 2013 году, когда мы вышли на рынок, четких регуляций не было; тогда мы взяли нормы традиционных финансов и адаптировали их для криптосферы. С 2014 у нас уже были введены необходимые механизмы, которые заложили предпосылки соответствия требованиям регулятора, пришедшим с силу в 2020. В итоге, на момент принятия Директивы все наши системы были готовы к новым требованиям.
Важно понимать, что криптовалютные биржи выступают своеобразным мостом между традиционными денежными средствами – фиатом и цифровой валютой – криптой. Уровень ответственности очень высокий, так как ты не просто даешь возможность пользоваться технологией – ты помогаешь пользователю перейти из фиатного мира в криптовалютный и наоборот. Следовательно, построение такого бизнеса в регулируемом формате еще более актуально. Без введения четких правил и следования им, даже если регуляции еще нет, ты понимаешь, что твой бизнес потенциально может быть коридором для осуществления деятельности, становиться частью которой не в твоих планах.
Максималисты любят подчеркивать ограничительные черты регуляции – она связывает руки и не оставляет широкого простора для деятельности. Мало кто помнит о защитной функции регуляции. Например, требования AMLD5 – сбор данных в целях противодействия отмыванию средств. Это не проявление «любопытства» бизнеса – это мера для защиты участников экосистемы.
Представьте два сценария – два сервиса, один с AML/KYC – «Know Your Customer» (знай своего клиента) и «Anti-Money Laundering» (противодействие отмыванию средств), другой – без. Если оба сервиса обслуживает резидентов определенной юрисдикции – регулятор вправе задать им обоим вопрос. Потому что важно не где зарегистрирован сервис, а жителей каких юрисдикции он обслуживает.
Один сервис на такой запрос скажет: «Мы предприняли меры по сбору информации и знаем, что наши клиенты занимаются законной деятельностью». Второй, скорее всего, не скажет ничего. Первый сервис продолжит работать в прежнем режиме, а второму – регулятор может наложить арест на счета и дать указ на приостановление деятельности до выяснения обстоятельств. Неприятная ситуация.
Принимая правила и следуя нормам регуляции – ты контролируешь уровень допустимого риска быть задействованным в незаконной деятельности. Перспективы участия в отмывании денег, думаю, никому не привлекательны – так что следование регуляции – это очевидный выбор.
Возьмем сервис PayPal, который почти 20 лет назад предложил революционную идею отправки денег по e-mail. Сейчас PayPal имеет множество лицензий и собственную программу для сбора информации о клиентах, но это не мешает ему полноценно работать и улучшать качество нашей жизни. Тот же принцип работает и в отношении крипторынка.
Пока в России закон еще рассматривается, мои рекомендации участникам рынка такие:
- Уже сейчас вводите правила в свой бизнес, принятые в мире традиционной финансовой системы. Потом, когда регуляция будет четче – соответствие ее нормам часто будет вопросом полировки уже принятых процессов и их демонстрирование регулятору, а не внедрение новых.
- Взаимодействуйте где возможно с регулятором, вместе адаптируйте традиционные законы по аналогии с крипторынком. Это здоровый процесс и уже понятный процесс в мире. Например, мы уже консультировали Финансового регулятора Великобритании (FCA) по вопросам классификации токенов, а также выступали на конференции при поддержке ООН, где обсуждался вопрос использования криптовалют в созидательных, а не деструктивных целях.
- И последнее – выбирайте регулируемый путь. В долгосрочной перспективе выбор регулируемого пути оправдан, с экономической точки зрения в том числе. Соблюдение правил и норм дает вашим клиентам гарантии того, что вы несете ответственность в соответствии с полномочиями регулирующего контроля.
В заключении отмечу, регуляции быстро станут нормой, если мы будем видеть в них не ограничения, а возможности для развития всего рынка и инструмент защиты его участников.
обсуждение