При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Активная добыча нефти и газа, сокращение расходов на оборону, санкции… Чем еще США угрожает российской экономике?
Протекционизм
Если новый президент США более агрессивно продолжит политику протекционизма, Россия, как участник мировой торговли, вряд ли останется в стороне от этих процессов. Можно выделить три ключевых риска для нашей страны по степени их влияния. Первый, имеющий минимальные последствия, это ограничение на ввоз российских товаров в США. Второй – ограничения на ввоз продукции странам, которые являются основными нашими торговыми партнерами или влияют на ценообразование экспортируемых из РФ товаров. Третий – наиболее вероятный и имеющий максимальные последствия – это усиление позиций США на ключевом для России рынке энергоносителей.
Экспорт из России в США
Из-за низкой доли США в российском экспорте, серьезного влияния прямой запрет со стороны Штатов на ввоз продукции из РФ на нашу страну не окажет, но для отдельных товаров может быть болезненным. Среди таких можно выделить алюминий, продукцию неорганической химии и ряд недрагоценных металлов.
Начиная с 2012 года у России дефицитный торговый баланс с США, т.е. мы импортируем больше, чем экспортируем. Однако в общем торговом обороте РФ США занимает небольшую долю. По итогам 2016 года из России в США было экспортировано продукции на 9,5 млрд долл., что составило 3,8% от общего объема экспорта. Импортировано продукции из США на 10,9 млрд долл. – это 6,7% от общего объема импорта. Таким образом, даже полный запрет Штатами российской продукции снизит объем российского экспорта на незначительную величину (на 2-4%). Для сравнения в 2016 году общий объем экспорта из РФ упал на 16,9% до 248 млрд долл.
График 1. У России дефицитный торговый баланс с США, а доля экспорта в эту страну не превышает 4% от общего объема российского экспорта
Источник: ФТС
Тем не менее, по ряду товаров американский рынок для России имеет значение. Основным товарами, экспортируемыми в США, являются нефть и товары из нее, алюминий, продукция неорганической химии и черные металлы. Причем в денежном выражении за последние несколько лет выросла только доля алюминия (с 11% в 2012 году до 19% в 2016 году). Вес других товаров или снижался (нефть и нефтепродукты) или остался почти неизменным (черные металлы, продукты неорганической химии).
График 2. В структуре российского экспорта в США основные доли приходится на нефть и нефтепродукты, алюминий, а также продукты неорганической химии
Источник: ФТС
При этом в общей структуре экспорта этих товаров доля США существенна в поставках алюминия, различных недрагоценных металлов, а также продукции неорганической химии. С учетом того, что недрагоценные металлы вообще занимают крайне невысокую долю (менее 2% в экспорте в США), то наибольший ущерб, в случае ограничений со стороны США может быть нанесен российским производителям алюминия и продукции неорганической химии. Отметим, что по последним сообщениям из Белого дома именно алюминий стал предметом расследования со стороны США (правда не только российский, но и китайский).
График 3. В общей структуре российского экспорта наибольшая доля США приходится на алюминий, различные недрагоценные металлы, а также продукты неорганической химии
Источник: ФТС
Торговый баланс США и основные импортеры
Более высокие риски для РФ могут быть в случае, если жертвой протекционизма станут основные торговые партеры Штатов (в первую очередь Китай и ЕС), т.к. они являются ключевыми потребителями российского экспорта. Однако целью снижения импорта из Китая и возможно ЕС является развитие собственного производства в США, что невозможно сделать без сырья, которым Штаты в полной мере не обеспечены. Таким образом, торговые ограничения США приведут к перераспределению сырьевых потоков, что сгладит влияние на Россию.
Курс на протекционизм, который взял Д. Трамп возник не на пустом месте. У США устойчивый отрицательный торговый баланс, который оценивается в 4-5% к ВВП, а в денежном выражении эта цифра по итогам 2016 года составила минус 750 млрд долл. Частично он нивелируется положительным балансом услуг, который в 2016 году оценивался в 250 млрд долл.
График 4. У США сохраняется устойчивый отрицательный счет текущих операций, который оценивается в 2,7%-3,5% к ВВП, торговый дефицит составляет 4-5% ВВП
Источник: Bureau of Economic Analysis (BEA)
Основной негативный вклад в торговый баланс США вносят Китай, доля которого за 10 лет увеличилась с 28% до 46%, и ЕС, нарастивший свой вес с 14% до 20%. Таким образом, суммарный вклад КНР и Европейского Союза в отрицательный торговый баланс США составляет 66%. И если Д. Трамп намерен использовать протекционистские меры для выравнивания отрицательного счета текущих операций, то его жертвами должны стать именно эти два региона. Против Китая такие намерения были и частично уже применяются (расследования по стали и алюминию направлены в первую очередь против этой страны), то по ЕС таких заявлений со стороны президента не было. Сложно предположить каким образом США будет реализовывать протекционистскую политику в отношении Китая без ущерба собственной экономике и уж тем более против ЕС, но непредсказуемость американского президента заставляет учитывать подобный риск.
График 5. Основной вклад в отрицательный торговый баланс США вносят Китай и ЕС доли которых заметно растут
Источник: Bureau of Economic Analysis (BEA)
Для России ЕС является ключевым торговым партером. В 2016 года на него пришлось 53% экспортируемых товаров в денежном выражении. В основном это нефть и газ. Доля Китая не велика (11%), но вклад Поднебесной в потребление сырьевых ресурсов в мире существенный, а рост этого потребления поддерживает цены на них.
График 6. ЕС ключевой торговый партнер России, на который в 2016 году пришлось 53% экспорта, доля Китая меньше, но страна основной потребитель ресурсов в мире
Источник: ФТС
В случае если США начнет ограничивать импорт из ЕС и Китая, то это логично приведет к снижению потребления ими сырья, а, следовательно, и падению цен на них. Высокая зависимость России от цен на сырьевые товары и прежде всего энергоресурсы негативно отразиться на экономике нашей страны. Нет необходимости приводить примеры, что происходило с ключевыми макроэкономическими показателями РФ, когда цена нефть опускалась ниже 30 долл./барр. в начале 2009 и 2016 годов. В то же время ограничения со стороны США на товары из других стран предполагает увеличение их производства на собственной территории, что приведет к росту потребления сырья. На текущий момент США на 100% и более обеспечены только углем и газом, остальные ресурсы импортируются. Особенно низкая обеспеченность страны различными видами цветных металлов. Таким образом, снижение цен на сырьевые товары (в первую очередь промышленные металлы) может быть ограниченным, т.к. будет поддержано увеличивающимся спросом со стороны США.
График 7. Полностью США обеспечены только углем и газом, остальные сырьевые товары импортируются
Источник: Bloomberg, BP
Нефтегазовый сектор США
Основной угрозой для РФ со стороны США с точки зрения торговли является рост производства в стране нефти и газа. Это напрямую не является следствием политики Трампа, но он может ускорить влияние этих процессов, поддержав инвестиции в технологии добычи энергоресурсов, сняв ограничения на экспорт нефти и способствуя созданию инфраструктуры для поставок на внешние рынки. Следствием этого станет, если не продолжение падения цен на нефть, то ограничение их роста.
В США идет активное увеличение добычи нефти и газа. За последние 10 лет страна повысила свою обеспеченность нефтью с 33% до 65%, а газом с 85% до 100%. По прогнозам BP (British Petroleum) такая тенденция будет иметь продолжение и в перспективе 10-20 лет. Следствием этого уже является падение цен на энергоресурсы со своих максимумов, т.к. увеличивая собственную добычу, США сокращает импорт и эти объемы идут на другие рынки. Сняв ограничения на экспорт нефти из США, поддержав инвестиции в инфраструктуру экспорта газа и технологии добычи энергетического сырья, Д. Трамп может существенно повысить мобильность американских энергоресурсов. Это приведет к еще большему усилению конкуренции на мировом рынке энергоносителей и ограничению роста цен на них.
График 8. Риском для России является рост обеспеченности США собственными нефтью и газом и, как следствие, сокращение их импорта и даже наращивание экспорта
Источник: BP
Гонка вооружений
Усиление активности США в военной сфере (бомбардировка Сирии и Афганистана, напряженность с КНДР) может привести к дальнейшему росту оборонного бюджета США. Пока все действия нового президента не акцентированы на России, но ситуация меняется достаточно быстро и нельзя исключать риска, что наша страна может быть втянута в гонку вооружений. Российский бюджет не готов к таким потрясениям. В условиях рыночной экономики и тем более на фоне низких цен на энергоносители у РФ нет ресурсов для серьезного увеличения расходов на оборону. Даже если резервы для этого будут найдены сократить почти 10-кратную разницу в расходах на оборону между Россией и США будет невозможно.
Начиная с 2011 года, США заметно сократили соотношение расходов на оборону к ВВП. По итогам 2016 года военный бюджет страны оценивался в 3,2% от ВВП, в денежном выражении это порядка 600 млрд долл. Последний утвержденный при Обаме бюджет предполагал сокращение соотношения военных расходов к ВВП к 2021 году до 2,6% (в денежном выражение увеличение на 1,3% к 2016 году).
В России наблюдалась обратная ситуация. С 2011 года соотношение военных расходов к ВВП увеличилось с 2,5% до 4,4% в 2016 году. В денежном выражении сумма составила 3,8 трлн руб. или 56,4 млрд долл. (по среднегодовому курсу рубля к доллару). Трехлетний бюджетный план (до 2019 года) предполагал сокращение расходов на национальную оборону до 2,8% ВВП или 2,8 трлн руб.
Отметим, что в 2016 году Россия достигла как в отношении к ВВП, так и в абсолютных цифрах максимальных за всю свою современную историю расходов на оборону, но они в долларовом эквиваленте более, чем в 10 раз ниже, чем расходы в США. При этом по отношению к ВВП расходы США на оборону были минимальными с 2002 года.
График 9. С 2011 года доля расходов на оборону в ВВП США снижается, а России – наоборот растет
Источник: Минфин РФ, U. S. Office of Management and Budget
Американский бюджет последние 10 лет носил социальный характер. В нем снизились доля расходов на оборону с 20% до 14%, а суммарные расходы на медицину, здравоохранение и социальную защиту выросли с 43% до 52%. Отметим, что по итогам 2016 года только программа Medicare по расходам была сопоставима со всем военным бюджетом США тогда, как в 2006 году она была в 1,6 раза меньше него.
График 10. В США доля оборонных расходов в бюджете снижалась в пользу социальных расходов
Источник: U. S. Office of Management and Budget
В России доля оборонных расходов в федеральном бюджете выросла с 16% в 2006 году до 23% в 2016 году. При этом, если межбюджетные трансферты воспринимать к часть социальной политики, то доля расходов федерального бюджета на «социалку» сократилась за 10 лет с 40% до 32%. Надо отметить, что природа роста оборонных расходов в России не связана с тем, что страна готовилась к войне. Это следствие недофинансирования ВПК в предыдущие, постсовеские годы.
График 11. В России доля оборонных расходов в бюджете увеличивалась, а социальных - сокращалась
Источник: Минфин РФ
Таким образом, к президентству Трампа США подошли с минимальными расходами бюджета на оборону, а Россия, наоборот – с максимальными. Такая ситуация позволяет Д. Трампу быть более гибким в вопросах увеличения расходов на оборону и поиска резервов для них. В частности, наиболее вероятным источником может стать сокращение программы Obamacare (в 2016 году она стоила бюджету 110 млрд долл.), а также части других социальных расходов. Но даже без сокращения социальных расходов, а только их заморозки, органический рост бюджета США в среднем на 250 млрд долл. в год до 2021 года (согласно утвержденным его параметрам при Б. Обаме) позволяет нарастить оборонные расходы до 4% к ВВП. Отметим, что после окончания 2-ой мировой войны и до периода распада СССР расходы на оборону в США в среднем составляли около 7% от ВВП страны в год.
Гибкость российского бюджета меньше. На период 2017-2019 Мнифин РФ закладывает дефицит бюджета на уровне 3,2% в 2017 году, 2,1% - в 2018 году и 1,2% в 2019 году. Это при сокращении его расходов, в основном благодаря снижению трат на оборону. Причем основным источником финансирования дефицита бюджета на период 2017-2019 гг является резервный фонд, средства которого заканчиваются после 2019 года, и заимствования. Единственный путь, по которому может пойти государство при ограниченных возможностях увеличения доходной части бюджета, это перераспределение его расходной части. Т.е. сохранение/увеличение доли расходов на оборону на уровне 2016 года и сокращение других статей. Однако, это приведет дальнейшему падению доходов той части населения, которая зависит от бюджета, что повышает риск социальной нестабильности. При этом такие меры не позволят существенно сократить разрыв в оборонных расходах США и России, разница между которыми почти десятикратная.
обсуждение