При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Финансовые сервисы начали интегрироваться в нетипичные для себя цифровые решения, в том числе в системы планирования ресурсов предприятия (ERP) и системы управления взаимодействием с поставщиками (SRM). Как банки используют финансовые технологии в борьбе за клиента?
Экосистемы, состоящие из банков, финтех-стартапов и ERP-систем, станут конкурентной «единицей» будущего, прогнозируют эксперты Gartner. К 2026 году 50% крупных компаний будут конкурировать как коллективные цифровые экосистемы, совместно использующие активы, инновации и данные.
Банковские сервисы встраиваются в ритейл, маркетплейсы и телеком. В то время как нефинансовые сервисы начинают предоставлять своим клиентам банковские услуги. Рынок встроенных финансов и BaaS (Banking-as-a-Service) в 2021 году составил $43 млрд. А в 2026 году может превысить $138 млрд. Рост рынка более чем на 215% будет обусловлен растущей доступностью API от поставщиков финансовых услуг. Простая интеграция API снизит барьеры для доступа к финансовым услугам и создаст новые возможности для поставщиков встроенных финансовых услуг.
Тренд рынка BaaS 2022 года - активное внедрение финансовых сервисов в системы для управления ресурсами компаний: закупками, производством, логистикой.
Разберем самые яркие примеры того, как финансовые сервисы встраиваются в платформы, не связанные с банковской деятельностью.
Финансы в сервисах сотовой связи
Оператор сотовой связи из Турции Turksell внедрил сервис мобильных платежей Paycell. Большинство повседневных операций, таких как покупка топлива; денежные переводы; оплата счетов, происходят дистанционно через этот сервис, с использованием QR-кодов. Использование оператором сотовой связи сервиса мобильных платежей выглядит логично и оправданно, так как в обоих случаях используется функционал мобильных устройств. Кроме того, Turksell предлагает сервис Financell, специализирующийся на предоставлении кредитов, и Güvencell, предлагающий страховые услуги.
Наибольшую прибыль провайдеру телекоммуникационных услуг из Кении Safaricom принес собственный сервис мобильных платежей M-Pesa (его услугами пользуется свыше 25 млн кенийцев). Финансовый сервис Safaricom состоит из нескольких элементов: m-tiba – дистанционное предоставление услуг системы здравоохранения; Fuliza – сервис потребительских кредитов с овердрафтом; Digi Farm – кредитные услуги в сфере сельского хозяйства. На примере Safaricom демонстрируется другой тренд встраивания финансовых сервисов на нетипичных платформах – тесное сотрудничество с финансовыми структурами KCB Group и Visa.
Стремительный рост прибыли японского оператора сотовой связи NTT DOCOMO начался в тот момент, когда он расширил спектр услуг, представив платежный сервис Dpay, в котором клиенты могли оплачивать онлайн-покупки с телефонного счета.
Финансы в играх, логистике, b2b-продажах
Финансовые услуги используют также производители компьютерных и мобильных игр.
Компания Mana Interactive представила услугу депозитного счета Mana и дебетовой карты Mana Visa, тесно связанных с игровым процессом. Игроки могут в кратчайший срок совершать покупки в магазине Mana Interactive, за что будут поощрены игровым опытом и дополнительными преференциями.
Помимо телекоммуникационной и игровой сфер, финансовые сервисы встраиваются в деятельность логистических компаний. Китайская фирма Changjiu Logistics специализируется на транспортировке запасных частей, но это не мешает предоставлять займы клиентам, а также услуги факторинга и дисконтирования счетов.
Сервис Hokodo встроил финансовый сервис и рассрочку в B2B-продажи. Сервис проверяет платежеспособность заемщика и сам выбивает из него деньги в случае проблем, зарабатывает Hokodo на комиссии.
Западные банки идут по пути строительства экосистем собственных нефинансовых сервисов. Goldman Sachs, JPMorgan Chase и Citigroup, а также розничные банки, такие как BNP Paribas, финансируют финтех-компании, используя продукты и платформы. А британская финансовая технологическая компания Revolut объединяется с американским сервисом электронных платежей Stripe для работы в Великобритании и Европе и планирует использовать инфраструктуру Stripe.
Что в России
В России наблюдается рост рынка BaaS. К 2025 году 70% крупнейших российских банков реализуют BaaS-партнерства, говорится в отчете Центра технологических инноваций Райффайзенбанка. «Банки будут искать „специализации“ в развитии BaaS — выбирать те партнерства, которые для них будут наиболее актуальны. Те из банков, которые не смогут самостоятельно реализовать API-интеграции, будут искать внешние решения на рынке, API-хабы», — отмечает Евгения Овчинникова, руководитель центра технологических инноваций Райффайзенбанка.
Наблюдается и обратная тенденция: цифровые платформы покупают собственные банки и используют их для обеспечения платежей и кредитования пользователей и поставщиков. Так в 2021 году Wildberries приобрел банк "Стандарт-кредит" (переименован в "Вайлдберриз банк). “Одна из основных затрат — это банковские услуги, в частности, эквайринг. Поэтому мы думаем, что наш шаг на финансовое поле поможет высвободить определенное количество денег», - объяснила тогда основательница компании Татьяна Бакальчук.
В том же году Ozon выкупил банк «Оней» у Совкомбанка. Банк понадобился сервису для развития финансовых услуг: предложения новых кредитных продуктов продавцам и усиления монетизации платформы. Согласно исследованию Juniper Research, доход от услуг "Покупай сейчас и плати позже", которые органично интегрируют кредитование в процесс оформления заказа в секторе электронной коммерции, составит чуть более 50% всего рынка встроенного финансирования и BaaS в 2026 году.
Недавно цифровая платформа снабжения Лахта.spb анонсировала пилотный сервис контекстного банкинга, который позволяет строительным и промышленным компаниями, а также их контрагентам получить финансирование и банковские гарантии по контрактам нажатием одной кнопки.
Сервис открывает банкам возможность получать достоверные данные по сделке и ее исполнению в режиме реального времени, минимизируя риски, формировать предложения финансово-банковских услуг клиентам “на лету”, строительным компаниям и поставщикам цифровой сервис дает возможность повысить шанс одобрения банком финансовой услуги и получить наилучшие условия.
Надстройка комплементарных цифровых сервисов (embedded services) над базовыми процессами, реализованными как маркетплейс или SRM-система, — это необходимый элемент и основа формирования экосистем нового типа, о которых говорится в исследовании Gartner.
обсуждение