При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Советский рубль сгубил Горбачев, а не Егор Гайдар.
В Венесуэле деноминация 1 к 1000. Конечно у нас инфляция, хвала Всевышнему, 2,2%, а не 6000%. Однако, данная история заставила вспомнить, как это было в России и возможно ли это снова. Особенно, учитывая тот факт, что деноминация, как известно, проводится после победы над инфляцией, а не во время борьбы с ней.
Первый и последний раз деноминация в России была проведена 1 января 1998 года. Коэффициент был, как и сейчас в Венесуэле, 1 к 1000. Курс рубля тогда составил около 6 руб./$, в России действовал валютный коридор. С начала экономических реформ 2 января 1992 года Россия погрузилась в шторм гиперинфляции, инфляция доходила до 30% в месяц. За это до сих пор очень ругают Бориса Ельцина и Егора Гайдара, которые, в общем, и запустили капитализм в Российской Федерации. Однако, на самом деле, вины в этом их нет, или, точнее сказать, она не основная. В гиперинфляции 90-х виноват, прежде всего, Михаил Горбачев. В период своего правления он был очень озабочен, как сейчас бы сказали рейтингом, т.е. популярностью своей персоны у населения. И для этого Михаил Сергеевич не придумал ничего лучшего, чем печатать деньги. Рост денежной массы не был подкреплен ростом массы товарной, ростом производства. Финансового рынка в СССР не было, деньги шли на сберкнижки или на потребительский рынок. Следствием последнего стал тотальный дефицит, который в итоге и стоил СССР жизни, а Горбачеву места хозяина Кремля.
Ельцин и Гайдар просто отпустили все на волю невидимой руки рынка. И она показала, сколько в реальности стоили деньги в период распада СССР. Можно ли осуждать их за это?! Вряд ли. Это было неизбежно. Другое дело, что можно было бы попытаться сохранить советские сбережения, конвертировав сберкнижки в акции Связьинвеста, РАО ЕЭС России, Газпрома, Лукойла и.т.д. И быстро запустить фондовый рынок на ММВБ. Вместо этого были ваучеры и залоговые аукционы. Но это уже вопрос модели приватизации, а не денежной политики. В конечном счете, удалось победить гиперинфляцию резким сжатием денежной массы и далось это российскому правительству и ЦБР с большим трудом.
Возможна ли деноминация в современной России?! Разговоры об этом идут постоянно. Идея, на самом деле, интересная. Коэффициент 1 к 100 напрашивается сам собой. В этом случае вернется копейка, а российский рубль будет по покупательский способности похож на советский образца 1984 года, ну и доллар будет 50-60 копеек. Однако, это, конечно, прежде всего, политическое, а не экономическое решение.
Возможен и другой вариант. Валютный союз. Единая валюта для Беларуси, Российской Федерации и Казахстана. Единый Евразийский ЦБ должен быть расположен в Алматы. Экономики Беларуси и Казахстана намного меньше экономики Российской Федерации и новая валюта, рабочее название алтын, будет очень похожа на сырьевой российский рубль. Но это также, прежде всего, политическое решение.
обсуждение